Диагностика неисправностей (Двигатель и его системы) ВАЗ 2108–2115



Диагностика неисправностей (Двигатель и его системы) ВАЗ 2108 – 2115

Неисправности Двигателя и его системы ВАЗ 2108 – 2115


Возможные неисправности Диагностика Методы устранения

Коленчатый вал не проворачивается стартером

Аккумуляторная

батарея

разряжена

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В.

При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею, если она не заряжается – замените
Снижение емкости

аккумуляторной

батареи

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените
Окисление клемм

аккумуляторной

батареи,

неплотная их посадка

При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их техническим вазелином
Заклинивание

двигателя

Проверьте свободное вращение коленчатого вала, генератора, насоса охлаждающей жидкости Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости
Повреждены шестерня

муфты стартера или

зубья венца маховика

Осмотр Замените стартер или маховик
Неисправна цепь

управления тяговым

реле стартера:

повреждены

провода, окислены или

ослабли наконечники, не

замыкаются контакты

«30» и «50»

выключателя

зажигания

При поворачивании ключа в положение «стартер» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть
Замыкание или обрыв во

втягивающей обмотке

реле стартера. Заедание

якоря реле (перекос якоря,

загрязнение

поверхностей,

коррозия и т.п.)

При поворачивании ключа в положение «стартер» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите стартер, реле, проверьте его работу. Неисправное тяговое реле замените
Окислены контакты

тягового реле или

проводов,

плохой контакт «массы»

При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея – стартер», в том числе и провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу его реле Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное реле замените
Обгорание коллектора,

зависание щеток или

их износ

Якорь стартера не вращается или вращается медленно. (Предварительно убедитесь в исправности тягового реле. Можно подать питание к стартеру, минуя тяговое реле. Осторожно! Избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!) На снятом стартере проверьте усилие прижатия щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер
Обрыв или замыкание в

обмотке якоря

Якорь стартера не вращается или вращается медленно. (Предварительно убедитесь в исправности тягового реле. Можно подать питание к стартеру, минуя тяговое реле. Осторожно! Избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!) Проверяется омметром или по потемнению изоляции Замените стартер
Обрыв или замыкание в

удерживающей обмотке

реле стартера

При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву Замените тяговое реле стартера
Пробуксовка муфты

свободного хода

При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен Замените муфту или стартер
Зубчатый венец

проворачивается на
маховике

При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления Замените маховик

Сильный шум при работе стартера

Стартер закреплен на

двигателе с перекосом,

ослабло его крепление

или сломана крышка

со стороны привода

Осмотр Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, замените сломанные, изношенные детали или стартер в сборе
Ослабло крепление

полюса стартера

(за него задевает якорь)

Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность полюсов и зазор между ними и якорем Подтяните полюсы или замените стартер
Чрезмерный износ

втулок подшипников или

шеек вала якоря

Осмотр после разборки стартера Замените стартер
Зубчатый венец

проворачивается на

маховике

При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления Замените маховик
Изношены зубья

шестерни

привода стартера или

— чаще — венца

маховика

Осмотр Замените стартер или маховик
Шестерня не выходит из

зацепления с

маховиком:

заедание рычага

привода;

ослабление или поломка

пружины муфты

свободного

хода или тягового реле

стартера; заедание

муфты

на шлицах вала якоря

или сердечника тягового

реле; неисправность

выключателя зажигания (не размыкаются

контакты

«30» и «50»)

Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить омметром или визуально, сняв его контактную часть Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе, контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе
Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается
В баке нет топлива По указателю и контрольной лампе уровня топлива Долейте топливо
Аккумуляторная

батарея

разряжена

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В.

При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею; если она не заряжается — замените
Снижение емкости

аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6–8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна — замените
Окисление клемм

аккумуляторной батареи,

неплотная посадка

При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их техническим вазелином
Неисправность в цепи

низкого напряжения

Проверьте омметром цепь от аккумуляторной батареи до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и далее до коммутатора Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть
Неисправен датчик

Холла

Определяется вольтметром  или заменой датчика на заведомо исправный Замените неисправный датчик
Неисправна цепь

«коммутатор–датчик Холла»

Проверка омметром Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода
Неисправен коммутатор Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Повреждение изоляции

высоковольтных

приборов

и цепей

Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля, прокручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Прогары ротора или крышки определяются визуально. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром. Для проверки замените провода и модуль зажигания исправными Неисправную катушку / модуль зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3–5 лет.

Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, перегоревший резистор ротора замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распределителя — замените их

В/в провода

подсоединены к распределителю

модулю

зажигания в

неправильном

порядке

Осмотр Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров
Зазор между

электродами

свечей не соответствует норме

Зазор 0,7–0,8 мм или 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Дефектные свечи Свечи проверяются на специальном стенде. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности.) Замените свечи
Неправильная

установка

момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания
Сбиты фазы

газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Неисправен блок

управления двигателем,

его цепи или датчик

положения коленчатого

вала (реже — датчик

температуры

охлаждающей

жидкости)

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубчатым венцом коленчатого вала (1±0,2 мм). Сопротивление исправного датчика —500–700 Ом.

При обрыве в датчике температуры или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Замените неисправные блок, датчики, провода
Управляющий импульс

от

датчика положения

коленчатого вала

приходит

не вовремя из-за расслоения

демпфера* коленчатого вала

(зубчатое колесо

сдвинулось

относительно

шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)
Неисправен регулятор

холостого хода или его

электроцепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

При пуске двигателя слегка нажмите на «газ», приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель запускается, но глохнет при отпускании педали — неисправен регулятор

Неисправный регулятор замените
Перегорел

предохранитель

системы впрыска или

плавкая вставка

Осмотр: проверьте плавкую вставку — отрезок черного провода, предохранитель неотключаемого питания и предохранитель главного реле Проверьте цепи и приборы системы впрыска, устраните причину перегорания, предохранитель или плавкую вставку замените
Пуск двигателя

блокирует

иммобилайзер*

Красный светодиод продолжает мигать, показывая, что включен режим охраны Иммобилайзер даже в заблокированном состоянии допускает по крайней мере один пуск двигателя (подробнее см. описание работы иммобилайзера в руководстве по эксплуатации автомобиля). Запустить двигатель можно и установив новый блок управления
Засорены топливные фильтры,

замерзла вода в системе

питания, пережаты шланги, деформированы топливные

магистрали, неисправен топливный насос

 

При прокручивании двигателя стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора нет бензина — при нажатии на «газ» из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива. Наличие бензина (под давлением) в топливной рампе можно проверить, кратковременно нажав на золотник штуцера в торце рампы (помните, что бензин пожароопасен!) Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к бензобаку , замените топливный насос или его диафрагмы , дефектные шланги и трубки
Плохой контакт в цепи

питания топливного

насоса

(в т.ч. провода «массы»)

или неисправно его реле

Проверяется омметром Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода`
Топливный насос не

создает необходимого

давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (350кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника Очистите сетку бензоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените
Неисправны форсунки

или

их цепи

Загорается лампа «СHECK ENGINE».

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания)

Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
Неисправен электромагнитный

клапан карбюратора

или на

него не подается напряжение

при включении

зажигания

Замените неисправный клапан, блок управления ЭПХХ, обеспечьте контакт в электрических цепях. При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия (опасность деформации!)
Неисправны или

неотрегулированы

пусковое

устройство карбюратора или

его привод

Отрегулируйте пусковое устройство, вышедшие из строя детали замените
Засорены жиклеры и каналы карбюратора.

Неплотно завернуты жиклеры, электромагнитный

клапан

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Подсос постороннего воздуха

во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Чрезмерный уровень топлива

в поплавковой камере

карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: перевернуть крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивать бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Переобогащенная смесь

из-за

вытекания бензина в

картер

двигателя через

порванную

диафрагму топливного

насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или его диафрагму, если в масле много бензина, то и масло

В холодную погоду двигатель легко пускается, но тут же глохнет,
и только после нескольких попыток пуска начинает работать устойчиво

Неисправно пусковое

устройство карбюратора

Отрегулируйте пусковое устройство, замените вышедшие из строя детали

Двигатель пускается долго

Испарился бензин из

поплавковой камеры

карбюратора (после

длительной стоянки,

особенно в жаркую

погоду)

После длительной стоянки можно подкачать бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса
Топливный насос не

создает

нужного давления в

системе, засорены топливные

фильтры, пережаты шланги, деформированы топливные

магистрали,

негерметичны

форсунки

Проверьте давление в топливной рампе манометром — 2,5–3,5 бар (250–350 кПа), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника, осмотрите топливные магистрали Очистите сетку бензоприемника, замените фильтры, устраните перегибы шлангов; топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе и с низкой производительностью, замените.
Дефектные форсунки также замените

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Зазор между э

лектродами

свечей не соответствует

норме

Зазор 0,7–0,8 мм или 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на

электродах свечей

зажигания; попадание

частиц нагара в зазор

между электродами

Осмотр Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Дефектные свечи зажигания:

утечка тока по трещинам

в изоляторе или по

нагару

на тепловом конусе,

плохой

контакт в сборке

центрального электрода

Свечи проверяются на специальном стенде . (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности.) Замените свечи
Повреждение изоляции

высоковольтных

приборов

и цепей

Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля, прокручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки использовать только заведомо исправные высоковольтные провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если только на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя зажигания. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром. Для проверки замените провода и модуль зажигания заведомо исправными Неисправную катушку / модуль зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет.

Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, сгоревший резистор ротора замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распределителя замените их

Неправильная

установка

момента зажигания

Отрегулируйте угол опережения зажигания
Сбиты фазы

газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Низкая компрессия в

цилиндрах

(менее 10 кгс/см2

(1 МПа)): износ или

повреждение клапанов,

седел, износ, залегание

или

поломка поршневых

колец

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания , отключить систему управления двигателем , вынув соответствующий предохранитель. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10–15 см3
моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2
(0,2 МПа), возможно сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2
(1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры . Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла
Неисправен

коммутатор

Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Неисправен блок

управления двигателем,

его цепи, датчик положения дроссельной заслонки,

форсунки (перегорели

обмотки или сильно

загрязнены распылители)

При неисправностях электроцепей, датчиков и блока управления загорается лампа «CHECK ENGINE» Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления, работу форсунок , электрические цепи и датчики (автотестером) Замените неисправные блок, датчики, проводаў, форсунки.
Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде
Управляющий импульс

от датчика положения

коленчатого вала

приходит

не вовремя из-за расслоения

демпфера* коленчатого вала

(зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Загорается лампа «CHECK ENGINE»

Осмотр (лучше снятого) демпфера

Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)
Неисправен регулятор

холостого хода или его

электроцепи

Замените регулятор заведомо исправным Неисправный регулятор замените
Засорены жиклеры и

каналы карбюратора.

Неплотно завернуты

жиклеры и

электромагнитный

клапан

Определяется осмотром, продувкой каналов и жиклеров Продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Прочистите систему вентиляции картера. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Неисправен

электромагнитный

клапан

Срабатывание клапана определяется по щелчку при подаче напряжения или — на снятом клапане — по перемещению сердечника Отрегулируйте положение датчика-винта, обеспечьте надежный контакт в цепи управления ЭПХХ, неисправные клапан, блок управления ЭПХХ замените. При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия (опасность деформации!)
Нарушена регулировка

холостого хода

двигателя

См. раздел Карбюратор Отрегулируйте холостой ход (см. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083)
Разрыв резинового

уплотнительного кольца

на винте качества смеси

Осмотр Замените кольцо
Подсос постороннего

воздуха во впускной

коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Чрезмерный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима (см. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083) Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Недостаточный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте уровень топлива
Переобогащенная смесь

из-за вытекания бензина

в картер двигателя

через

порванную диафрагму

топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло
Неисправен регулятор

давления топлива

(постоянно открыт

сливной канал)

Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,5–3,5 бар (250–350 кПа)) Замените неисправный регулятор
Неисправен датчик

массового расхода

воздуха

Загорается лампа «CHECK ENGINE»

Неисправность характерна для датчиков частотного типа (система с контроллером GM или «Январь-4»). Лампа «CHECK ENGINE» может не гореть

Неисправный датчик замените. Доехать до места ремонта можно, отсоединив от датчика разъем (при этом обороты двигателя возрастут приблизительно до 2000 мин
–1
)
Негерметичность выпускной

системы (участок до датчика кислорода*)

Осмотр при средних оборотах двигателя Замените дефектную прокладку коллектора, подтяните уплотнения
Неисправен датчик

кислорода*: отравлен

или

разрушен

чувствительный

элемент, закупорено

отверстие для подсоса

воздуха, перегорела

спираль подогрева,

неисправны электроцепи

Горит лампа «CHECK ENGINE». Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами). Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т.п.) Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха.
Неисправный датчик замените
Не отрегулированы

зазоры

в приводе клапанов

Проверяется набором щупов Отрегулируйте зазоры
Износ кулачков

распределительного вала

Осмотр после частичной разборки двигателя Замените распределительный вал
Ослабление или поломка

пружин грузиков

центробежного автомата распределителя зажигания,

потеряны демпферные

колечки грузиков,

заедание грузиков

Визуально или на специальном стенде Замените распределитель зажигания
Нечеткая работа вакуумного

автомата опережения

зажигания: при снятии

вакуума пластина не

возвращается в исходное

положение, большой

люфт в подшипнике

Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде Устраните заедание, замените неисправный вакуумный автомат или распределитель зажигания в сборе

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Нарушена регулировка

холостого хода двигателя

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте холостой ход
Нечеткая работа

вакуумного автомата

опережения зажигания:

при снятии вакуума

пластина не

возвращается

в исходное положение,

большой люфт в подшипнике

Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде Устраните заедание, замените неисправ-ный вакуумный автомат или распределитель зажигания в сборе
Неправильная

установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Чрезмерный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Засорение топливного

или

воздушного жиклера

холостого хода

карбюратора

Осмотр Промойте неэтилированным бензином или ацетоном и продуйте жиклеры и каналы системы холостого хода, прочистите систему вентиляции картера
Разрыв резинового

уплотнительного кольца

на винте качества смеси

Осмотр Замените кольцо
Неисправен или

неплотно

завернут электромагнитный

клапан карбюратора

Срабатывание клапана определяется по щелчку при подаче напряжения или — на снятом клапане — по перемещению сердечника (см. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083) Отрегулируйте положение датчика-винта, обеспечьте надежный контакт в цепи управления ЭПХХ, неисправные клапан, блок управления ЭПХХ замените. При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия (опасность деформации!)
Неисправен регулятор

холостого хода или его

электроцепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE»

Замените регулятор исправным

Неисправный регулятор замените
Неисправен регулятор

давления топлива

Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,5–3,5 бар (250–350 кПа)) Замените неисправный регулятор
Повышенное

сопротивление

потоку воздуха во

впускном тракте

Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т.п.) Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените
Подсос постороннего

воздуха во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените

Высокие обороты холостого хода

Нарушена регулировка

холостого хода д

вигателя

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте холостой ход
Неисправно или

неотрегулировано

пусковое

устройство карбюратора

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте пусковое устройство, замените вышедшие из строя детали
Неплотно завернут электромагнитный

клапан

карбюратора

Осмотр Подтяните клапан (при затяжке клапана не прикладывайте большого усилия — опасность деформации!)
Длительная езда при

высоких оборотах

двигателя

Через 1–2 мин работы на холостом ходу обороты снижаются до нормы Не является неисправностью
Неисправность привода

акселератора

Проверьте ход педали акселератора, зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали Дефектные детали замените, трос смажьте моторным маслом
Не полностью

закрывается

дроссельная заслонка

второй камеры

карбюратора

дроссельная заслонка

На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры / дроссельного узла Упорным винтом заслонки добейтесь ее полного закрытия . При этом заслонка должна открываться легко, без заедания. По окончании регулировки винты залейте краской
Заслонки карбюратора

установлены на осях с

перекосом и не закрываются

при любом положении

упорных винтов

Осмотр Обратитесь на СТО или замените карбюратор
Попадание посторонних

предметов под

дроссельную

заслонку

Осмотр Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки
Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Замените регулятор исправным

Неисправный регулятор замените
Неисправны датчики

массового расхода

воздуха, температуры охлаждающей

жидкости, ДПДЗ или

их цепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте датчики и цепи автотестером (см. Система управления двигателем ВАЗ-2111). При обрыве в датчике охлаждающей жидкости или его цепи постоянно работает электровентилятор системы охлаждения

Неисправные датчики замените, обеспечьте контакт в электрических цепях
Засорение воздушного

жиклера холостого хода

Осмотр Промойте неэтилированным бензином или ацетоном и продуйте жиклер. При сильном загрязнении очистите его леской или иглой из мягкого дерева. Промойте систему вентиляции картера
Повышенное давление

в топливных

магистралях

из-за неисправности

регулятора давления или его пневмомагистрали,

деформации трубок,

перегиба сливного

шланга

Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа) на холостом ходу) Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали
Негерметичность

форсунок

(перелив)

Проверьте форсунки (см. Система питания двигателя ВАЗ-2111) Замените неисправные форсунки

Во время движения автомобиля с включенной передачей двигатель
останавливаетсяпри отпускании
педали газа (на принудительном холостом ходу)
(См. также «Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу»)
Неисправен блок управления

ЭПХХ или его цепи

См. Система управления ЭПХХ Замените неисправный блок
Неисправен датчик

скорости (система с

контроллером GM или Январь-4)

Горит лампа «CHECK ENGINE». Осмотрите датчик на предмет механических повреждений (валик привода), замените исправным Замените неисправный датчик. К месту ремонта можно двигаться, приоткрыв дроссельную заслонку на холостом ходу (натянув тросик «газа»)

В холодную погоду двигатель глохнет вскоре после начала
движения, но после непродолжительной стоянки вновь пускается

В диффузоре карбюратора

образовалась ледяная

пробка (не срабатывает

термосиловой элемент

или шланг подачи

подогретого воздуха не

подсоединен к патрубку

на выпускном

коллекторе)

Осмотр Закрепите хомутом шланг на патрубке забора подогретого воздуха.

Неисправный термосиловой элемент замените


В жаркую погоду двигатель самопроизвольно
останавливается и запускается с трудом

Паровая пробка в

системе

питания.

Не работает магистраль

слива топлива в бак —

засорены или пережаты

трубки, шланги,

неисправен обратный клапан

Осмотрите топливопроводы, продуйте шинным насосом магистраль Устраните перегибы шлангов, замените деформированные трубки, неисправный обратный клапан

Двигатель не развивает полной мощности и не
обладает достаточной приемистостью.
Рывки и провалы при движении автомобиля

Двигатель не прогрет По указателю температуры Прогрейте двигатель до рабочей температуры
Недостаточный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора.
Засорены жиклеры и

каналы карбюратора.

Неплотно завернуты

жиклеры

При прикрытии воздушной заслонки рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры

Отрегулируйте уровень топлива.

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)

Подсос постороннего

воздуха во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (Осторожно! Усилие на педали тормоза значительно возрастет!) Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Неисправны или

неотрегулированы

пусковое

устройство или его

привод

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте пусковое устройство, при необходимости замените неисправные элементы
Чрезмерный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Переобогащенная смесь

из-за вытекания бензина

в картер двигателя через

порванную диафрагму

топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или его диафрагму, если в масле много бензина, то и масло
Неполное открытие

дроссельной заслонки 

Определяется визуально на остановленном двигателе Отрегулируйте привод дроссельных заслонок
Неисправен

ускорительный насос

или

распылитель, засорены

топливные каналы

карбюратора

Проверьте подачу насоса, отсутствие подтекания бензина из-под диафрагмы. Убедитесь в свободном перемещении рычага ускорительного насоса Замените поврежденные детали, подтяните резьбовые соединения, продуйте клапаны
Неправильная установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Сбиты фазы

газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Низкая компрессия в

цилиндрах

(менее 10 кгс/см
2
(1 МПа)): износ или

повреждение клапанов,

седел, износ, залегание

или поломка поршневых

колец

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания отключить систему управления двигателем , вынув соответствующий предохранитель. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10–15 см
3
моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см
2
(0,2 МПа), кольца возможно, сильно изношены, поломаны или залегли . Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см
2
(1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры . Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла
Управляющий импульс

от датчика положения

коленчатого вала

приходит

не вовремя из-за расслоения

демпфера* коленчатого вала

(зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)
Зазор между

электродами

свечей не соответствует

норме

Зазор 0,7–0,8 мм или 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на электродах

свечей зажигания; попадание

частиц нагара в зазор между электродами

Осмотр Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Дефектные свечи зажигания:

утечка тока по трещинам

в изоляторе или по

нагару на

тепловом конусе, плохой

контакт в сборке центрального электрода

Свечи проверяются на специальном стенде . (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности.) Замените свечи
Износ, повреждение

контактного уголька в

крышке распределителя

зажигания. Ослабла

пружина уголька

Осмотр Замените крышку распределителя или уголек с пружиной
Сгорел резистор в

роторе распределителя

зажигания

Проверяется омметром (1 кОм) Замените резистор или ротор
Прогар изоляции

высоковольтных цепей

Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените исправными Замените неисправные крышку распределителя зажигания, ротор (бегунок), катушку зажигания  модуль , высоковольтные провода
Неисправен

коммутатор

Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Ослабление или

поломка пружин

грузиков центробежного автомата

распределителя зажигания,

потеряны демпферные

колечки грузиков,

заедание грузиков

Визуально или на специальном стенде Замените распределитель зажигания
Нечеткая работа

вакуумного автомата

опережения зажигания:

при снятии вакуума

пластина не

возвращается

в исходное положение

Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде Устраните заедание, замените неисправный вакуумный автомат или распределитель зажигания в сборе
В баке мало топлива По указателю и контрольной лампе уровня топлива Долейте топливо
Засорены топливные фильтры,

замерзла вода в системе

питания, пережаты шланги, деформированы топливные

магистрали

Осмотрите топливопроводы, замените фильтры. Давление в топливной рампе можно проверить манометром (см. Система питания двигателя ВАЗ-2111). Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к бензобаку , замените дефектные шланги, трубки, фильтры
Топливный насос не

создает необходимого

давления в системе

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Замените топливный насос или его диафрагмы
Топливный насос не

создает необходимого

давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (3,5 кПа)), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника Очистите сетку бензоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените
Плохой контакт в цепи

питания топливного

насоса

(в т.ч. провода «массы»)

или неисправно его реле

Проверяется омметром Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода
Неисправны форсунки

или их цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания)

Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
Неисправен датчик

положения коленчатого

вала или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте датчик омметром (сопротивление 500–700 Ом) или замените его заведомо исправным. Очистите от металлической пыли стержень датчика, проверьте зазор между ним и зубчатым венцом коленчатого вала (1±0,2 мм)

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

температуры

охлаждающей

жидкости системы

впрыска

или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре (см. Система управления двигателем ВАЗ-2111). При обрыве в цепи или датчике непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

положения дроссельной

заслонки или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 1500 мин
–1
. Автомобиль хорошо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

массового расхода

воздуха или его цепи

Как правило, горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 2000 мин
–1
. Автомобиль плохо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

детонации

При обрыве в электрической цепи загорается лампа «CHECK ENGINE».

Детонации нет на любых режимах (при использовании бензина, рекомендованного заводом-изготовителем). Динамика автомобиля несколько ухудшается

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

кислорода*: отравлен

или разрушен

чувствительный

элемент,

закупорено отверстие

для

подсоса воздуха,

перегорела спираль

подогрева, неисправны

электроцепи

Горит лампа «CHECK ENGINE». Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами). См. также Система управления двигателем ВАЗ-2111. Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т.п.) Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха.
Неисправный датчик замените
Негерметичность

выпускной системы

(участок до датчика

кислорода*)

Может гореть лампа «CHECK ENGINE».

Осмотр при средних оборотах двигателя

Замените дефектную прокладку коллектора, подтяните уплотнения
Неисправен блок

управления двигателем

или его цепи

Может гореть лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления (см. схему в Приложении), для проверки блока замените его исправным

Замените неисправный блок
Неисправен

регулятор

давления топлива

Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,5–3,5 бар (250-350 кПа)) Замените неисправный регулятор
Не отрегулированы

зазоры

в приводе клапанов

Проверяется набором щупов Отрегулируйте зазоры
Сильный износ кулачков распределительного вала Осмотр после частичной разборки двигателя Замените изношенный распределительный вал
Осадка или поломка

клапанных пружин

Осмотр, измерение длины пружин в свободном состоянии и под нагрузкой Замените слабые или сломанные пружины

Хлопки во впускном коллекторе

Неправильная

установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен

коммутатор

Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Сбиты фазы

газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Управляющий импульс

от датчика положения

коленчатого вала

приходит

не вовремя из-за расслоения

демпфера* коленчатого вала

(зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)

Высокие обороты холостого хода

Неправильная установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен коммутатор Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Сбиты фазы

газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)
Прогар изоляции

высоковольтных цепей

Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените исправными Замените неисправные крышку распределителя зажигания, ротор (бегунок), катушку зажигания модуль , высоковольтные провода

Хлопки во впускном коллекторе после работы
двигателя на мощностных режимах

Используются свечи с несоответствующим

калильным числом

Используйте свечи, рекомендованные заводом-изготовителем

Повышенный расход топлива

Негерметичность

системы

питания

Запах бензина, потеки Подтяните хомуты на шлангах, резьбовые соединения. Проверьте посадку штуцеров; при ослаблении посадки замените соответствующие узлы
Переобогащенная смесь

из-за вытекания

бензина в

картер двигателя через

порванную диафрагму

топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или его диафрагму, если в масле много бензина, то и масло
Повышенное

сопротивление

движению автомобиля

Выбег прогретого автомобиля (после пробега не менее 20 км) со скорости 50 км/ч должен быть не менее 500 м Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, углы установки передних колес, работу тормозной системы
Неисправны или

неотрегулированы

пусковое

устройство или его

привод

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте пусковое устройство, вышедшие из строя детали замените
Чрезмерный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше; чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Засорены жиклеры и

каналы карбюратора.
Неплотно завернуты

жиклеры,

электромагнитный клапан.Негерметичен

обратный клапан

ускорительного насоса

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!). Поврежденные детали замените
Неправильная установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен коммутатор Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Управляющий

импульс

от датчика положения

коленчатого вала

приходит

не вовремя из-за расслоения

демпфера* коленчатого вала

(зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)
Ослабление или поломка

пружин грузиков

центробежного автомата распределителя зажигания,

потеряны демпферные

колечки грузиков,

заедание грузиков

Визуально или на специальном стенде Замените распределитель зажигания
Нечеткая работа

вакуумного автомата

опережения зажигания:

при снятии вакуума

пластина не

возвращается

в исходное положение

Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде Устраните заедание, замените неисправный вакуумный автомат или распределитель зажигания в сборе
Дефектные свечи зажигания:

утечка тока по трещинам

в

изоляторе или по нагару

на тепловом конусе,

плохой

контакт в сборке

центрального электрода

Свечи проверяются на специальном стенде . (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности) Замените свечи
Нарушена регулировка

холостого хода

двигателя

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте холостой ход
Неисправность привода

акселератора

Проверьте ход педали акселератора, зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали Дефектные детали замените, трос смажьте моторным маслом
Неисправен регулятор

холостого хода или его

электроцепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Замените регулятор заведомо исправным

Неисправный регулятор замените
Не полностью

закрывается

дроссельная заслонка

второй камеры

карбюратора дроссельная заслонка

На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры дроссельного узла Упорным винтом заслонки добейтесь ее полного закрытия . При этом заслонка должна открываться легко, без заедания. По окончании регулировки винты залейте краской
Заслонки карбюратора

установлены на осях с

перекосом и не закрываются

при любом положении

упорных винтов

Осмотр Обратитесь на СТО или замените карбюратор
Попадание посторонних

предметов под

дроссельную

заслонку

Осмотр Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки
Повышенное

давление

в топливных

магистралях

из-за неисправности

регулятора давления

или его

пневмомагистрали, деформации трубок,

перегиба сливного

шланга

Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа) на холостом ходу) Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали
Негерметичность

форсунок (перелив)

Проверьте форсунки (см. Система питания двигателя ВАЗ-2111) Замените неисправные форсунки
Неисправен датчик

температуры

охлаждающей

жидкости системы

впрыска

или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре (см. Система управления двигателем ВАЗ-2111). При обрыве в цепи или датчике непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

положения дроссельной

заслонки или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 1500 мин
–1
. Автомобиль хорошо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

массового расхода воздуха

или его цепи

Как правило, горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 1500 мин
–1
. Автомобиль хорошо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

детонации

При обрыве в электрической цепи загорается лампа «CHECK ENGINE».

Детонации нет на любых режимах (при использовании бензина, рекомендованного заводом-изготовителем). Динамика автомобиля несколько ухудшается

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

кислорода*: отравлен

или

разрушен

чувствительный

элемент, закупорено

отверстие для подсоса

воздуха, перегорела

спираль

подогрева, неисправны

электроцепи

Горит лампа «CHECK ENGINE». Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами). Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т.п.) Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха.
Неисправный датчик замените
Негерметичность

выпускной системы

(участок до датчика

кислорода*)

Может гореть лампа «CHECK ENGINE».

Осмотр при средних оборотах двигателя

Замените дефектную прокладку коллектора, подтяните уплотнения
Неисправен блок

управления двигателем

или его цепи

Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления (см. схему в Приложении), для проверки блока замените его заведомо исправным Замените неисправный блок
Низкая компрессия в

цилиндрах

Определяется компрессометром или на специальном стенде Специализированное обслуживание (устранение залегания поршневых колец) или капитальный ремонт двигателя

Повышенный расход масла (более 500г на 1000 км пробега)

Течь масла через

сальники

коленчатого вала, через

прокладку поддона картера,

крышки механизма

газораспределения

Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки Подтяните винты крепления поддона картера, крышки механизма газораспределения, замените изношенные сальники
Износ, потеря упругости маслоотражательных

колпачков (сальников

клапанов).

Износ стержней

клапанов,

направляющих втулок

Осмотр деталей Замените изношенные детали
Износ, поломка или

закоксовывание (потеря

подвижности) поршневых

колец. Износ поршней,

цилиндров

Осмотр после разборки двигателя Замените кольца; очистите канавки в поршнях, замените изношенные поршни. Расточите и отхонингуйте цилиндры
Засорена система

вентиляции картера

Осмотр Прочистите систему вентиляции

Детонация (металлические стуки высокого тона,
возникающие, как правило,
при работе двигателя под нагрузкой, особенно на
низких оборотах — разгон «внатяг»
и т. п. — исчезающие при снижении нагрузки)

Недопустимо низкое

октановое число бензина

Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
Неправильная

установка момента

зажигания

См. Системы зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Используются свечи с несоответствующим

калильным числом

Используйте свечи, рекомендованные заводом-изготовителем

Недостаточное давление масла (горит контрольная лампа)

Мало масла в двигателе По щупу уровня масла Долейте масло
Применение масла

несоответствующей вязкости

Замените масло
Засорение сетки

маслоприемника

Осмотр Очистите сетку
Перекос, засорение

редукционного клапана

или ослабление его

пружины

Осмотр Очистите клапан. Замените неисправные клапан и/или пружину
Износ шестерен масляного

насоса

Осмотр Замените изношенные шестерни
Чрезмерный зазор между

вкладышами и шейками

коленчатого вала

Определяется промером деталей после разборки двигателя Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте коленчатый вал
Разжижение масла из-за

подтекания бензина в

картер двигателя через

порванную диафрагму

топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или его диафрагму, если в масле много бензина, то и масло
Неисправен датчик

аварийного давления

масла

Проверка с помощью манометра и омметра (при давлении ниже 0,5 бар (50 кПа) контакт датчика должен замыкаться на «массу», а выше 0,8 бар (80 кПа) – размыкаться) Замените неисправный датчик

Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры
охлаждающей жидкости
находится в красной зоне)

Неисправен датчик или

указатель температуры

Проверьте указатель и датчик автотестером (см. Система охлаждения) Неисправные датчик, указатель замените
Неисправен термостат См. Система охлаждения Замените неисправный термостат
Паровые пробки в системе

охлаждения из-за

негерметичности пробки расширительного бачка

Нанесите мыльную пену на пробку бачка, остановите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения. Воздух не должен выходить из-под пробки Замените пробку и/или бачок
Много накипи в системе

охлаждения

Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения. Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой
Загрязнены ячейки

радиатора

Осмотр Промойте радиатор струей воды под давлением
Неисправен насос

охлаждающей жидкости

Снимите насос Замените насос
Не включается

электровентилятор

системы охлаждения

Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает – неисправен термовыключатель, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).
Проверьте, подается ли +12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет — блок управления впрыском или его цепи (в этом случае, как правило, горит лампа «CHECK ENGINE»
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените
Недопустимо низкое

октановое число бензина

Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
Много нагара в камере

сгорания, на днищах

поршней, тарелках

клапанов

Осмотр после снятия головки двигателя Устраните причину нагарообразования. См. «Повышенный расход топлива», «Повышенный расход масла». Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью
Неправильная установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен коммутатор Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените

Постоянно работает электровентилятор системы
охлаждения двигателя
(даже на холодном двигателе)

Обрыв в датчике

температуры

охлаждающей

жидкости системы

впрыска

или в его цепях

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Датчик и цепи проверяются омметром

Неисправный датчик замените
Не размыкаются

контакты

реле включения

электровентилятора

(на карбюраторных

двигателях последних

выпусков не устанавливается)

Проверка тестером Неисправное реле замените
Неисправен блок управления

системы впрыска или его цепи

Может гореть лампа «CHECK ENGINE»

Проверьте блок на СТО или замените исправным

Замените неисправный блок
Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать Замените термовыключатель

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры

Неисправен термостат См. Система охлаждения Замените неисправный термостат
Низкая температура воздуха

(ниже –15 °С)

Утеплите двигатель: установите термошумоизоляцию капота, щитки перед радиатором (не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!)

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Повреждение радиатора,

шлангов, ослабление их

посадки на патрубках.

Подтекание жидкости

из крана отопителя

Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2 бар (200 кПа) Замените поврежденные детали. Подтяните хомуты на шлангах
Негерметична пробка

расширительного бачка,

неисправны ее клапаны

Осмотр Заменить пробку, при необходимости – и бачок
Утечка жидкости через

сальник насоса охлаждающей

жидкости

Осмотр Замените насос в сборе
Повреждена прокладка

головки цилиндров.

Дефект

блока или головки

цилиндров

Масло в картере похоже на эмульсию с белесым оттенком. Возможно появление белого дыма из глушителя и масляных пятен в расширительном бачке. Потеки жидкости на поверхности двигателя Поврежденные детали замените.

Используйте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям


Посторонние шумы и стуки в двигателе

Зазоры в клапанном

механизме не соответствуют

норме

Измерьте зазоры щупом Отрегулируйте зазоры
Стук коленчатого и

распределительного

валов,

шатунных подшипников,

поршней, поршневых

пальцев, люфт или

заедание в подшипниках

насоса охлаждающей

жидкости

Проверка на СТО Ремонт деталей на СТО или их замена

Сильная вибрация двигателя

Неравномерность

компрессии по

цилиндрам

более 2 кгс/см
2
(0,2 МПа): износ или

повреждение клапанов,

седел, износ, залегание

или поломка поршневых

колец

Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, прокручивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания / отключить систему управления двигателем , вынув соответствующий предохранитель. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10–15 см
3
моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см
2
(0,2 МПа), вероятно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см
2
(1 МПа), возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры . Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла
Прогар изоляции

высоковольтных цепей

Проверяется омметром и визуально (черные трещины, оплавление изоляции). Высоковольтные провода для проверки замените исправными Замените неисправные крышку распределителя зажигания, ротор (бегунок), катушку зажигания / модуль , высоковольтные провода
В/в провода подсоединены

к распределителю

модулю

зажигания в

неправильном

порядке

Осмотр Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров
Дефектные свечи Свечи проверяются на специальном стенде . (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности) Замените свечи
Зазор между электродами

свечей не соответствует

норме

Зазор 0,7–0,8 мм или 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на

электродах свечей

зажигания; попадание

частиц нагара в зазор

между электродами

Осмотр Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!), убедитесь в их работоспособности (отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Неправильная установка

момента зажигания

См. Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен коммутатор Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Ослабление или поломка

пружин грузиков

центробежного автомата распределителя

зажигания, потеряны

демпферные колечки

грузиков, заедание

грузиков

Визуально или на специальном стенде Замените распределитель зажигания
Засорены жиклеры и

каналы карбюратора.

Неплотно завернуты

жиклеры и

электромагнитный

клапан

Определяется осмотром, продувкой каналов и жиклеров (см. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083) Продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Прочистите систему вентиляции картера. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Подсос постороннего

воздуха во впускной

коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените
Чрезмерный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима (см. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083) Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Недостаточный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте уровень топлива
Переобогащенная смесь

из-за вытекания бензина

в картер двигателя через

порванную диафрагму

топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло
Обрыв или замыкание в

обмотках форсунок или в

их цепях

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи

Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
Негерметичны форсунки

(перелив) или загрязнены

их распылители

Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок (см. Система питания двигателя ВАЗ-2111) Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде . Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените
Неисправен регулятор

холостого хода или его

электроцепи

Загорается лампа «CHECK ENGINE».

Замените регулятор заведомо исправным

Неисправный регулятор замените
Потеряли упругость или

разрушились опоры

силового агрегата

Осмотр Замените опоры

Повышенное содержание вредных веществ
в отработавших газах

Чрезмерный уровень

топлива в поплавковой

камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целосность поплавков, легкость перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Проверка герметичности игольчатого клапана: переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима (см. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083) Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере
Переобогащенная смесь

из-за вытекания бензина

в картер двигателя через

порванную диафрагму

топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло
Неисправны или

неотрегулированы

пусково

е устройство или его

привод

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте пусковое устройство, замените вышедшие из строя детали
Нарушена регулировка

холостого хода двигателя

См. Система питания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте холостой ход
Разрыв резинового

уплотнительного кольца

на винте качества смеси

Осмотр Замените кольцо
Засорены жиклеры и

каналы карбюратора.
Неплотно завернуты

жиклеры,

электромагнитный

клапан. Негерметичен

обратный клапан

ускорительного насоса

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Негерметичны форсунки

(перелив) или загрязнены

их распылители

Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок (см. Система питания двигателя ВАЗ-2111) Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде . Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените
Ослабление или поломка

пружин грузиков

центробежного автомата распределителя зажигания,

потеряны демпферные

колечки грузиков,

заедание грузиков

Визуально или на специальном стенде Замените распределитель зажигания
Нечеткая работа

вакуумного автомата

опережения зажигания; при

снятии вакуума пластина

не возвращается в

исходное

положение, большой люфт

в подшипнике

Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде Устраните заедание, замените неисправный вакуумный автомат или распределитель зажигания в сборе
Неправильная установка

момента зажигания

См. Системы зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083 Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен коммутатор Замените коммутатор исправным Неисправный коммутатор замените
Повреждение изоляции

высоковольтных приборов и цепей

Закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 8–10 мм от «массы» автомобиля, прокручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки использовать только заведомо исправные высоковольтные провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания – неисправна катушка, если только на выводе/выводах распределителя зажигания – неисправны ротор или крышка распределителя зажигания. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром. Для проверки замените провода и модуль зажигания исправными Неисправную катушку / модуль зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3–5 лет. Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, сгоревший резистор ротора замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распределителя замените их
Дефектные свечи

зажигания: утечка тока по

трещинам в изоляторе или

по нагару на теплово

конусе, плохой контакт в

сборке центрального электрода

Свечи проверяются на специальном стенде . (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности) Замените свечи
Неисправен датчик

температуры

охлаждающей

жидкости системы

впрыска

или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре (см. Система управления двигателем ВАЗ-2111). При обрыве в цепи или датчике непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

положения дроссельной

заслонки или его цепи

Горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 1500 мин
–1
. Автомобиль хорошо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

массового расхода воздуха

или его цепи

Как правило, горит лампа «CHECK ENGINE».

При обрыве в цепи или датчике обороты двигателя не опускаются ниже 2000 мин
–1
. Автомобиль плохо разгоняется при нажатии педали «газа»

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

детонации

При обрыве в электрической цепи загорается лампа «CHECK ENGINE».

Детонации нет на любых режимах (при использовании бензина, рекомендованного заводом-изготовителем). Динамика автомобиля несколько ухудшается

Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
Неисправен датчик

кислорода*: отравлен

или разрушен

чувствительный элемент,

закупорено отверстие для

подсоса воздуха,

перегорела спираль

подогрева, неисправны

электроцепи

Горит лампа «CHECK ENGINE». Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение – вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например проткнув провода тонкими иглами). Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т.п.) Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха.
Неисправный датчик замените
Негерметичность

выпускной системы

(участок до датчика

кислорода*)

Может гореть лампа «CHECK ENGINE».

Осмотр при средних оборотах двигателя

Замените дефектную прокладку коллектора, подтяните уплотнения
Неисправен блок

управления двигателем

или его цепи

Проверьте, поступает ли +12 В на блок управления (см. схему в Приложениях), для проверки блока замените его исправным Замените неисправный блок
Повышенное давление в

топливных магистралях

из-за неисправности

регулятора давления или

его пневмомагистрали,

деформации трубок,

перегиба сливного шланга

Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа) на холостом ходу) Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали
Повышенное

сопротивление

потоку воздуха во впускном

тракте

Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т.п.) Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените
Управляющий импульс от

датчика положения

коленчатого вала приходит

не вовремя из-за

расслоения демпфера*

коленчатого вала

(зубчатое колесо

сместилось относительно

шкива)

Осмотр (лучше снятого) демпфера Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)
Неисправен блок

управления двигателем

, его цепи, датчики,

форсунки. Неисправность

может быть временной —

тогда лампа «CHECK

ENGINE» может погаснуть

сама, без какого-либо

вмешательства

См. Система управления двигателем ВАЗ-2111, электрическую схему в Приложениях.

Полная диагностика системы впрыска производится на СТО с помощью прибора ДСТ-2 или аналогичного ему

Неисправные блок, датчики, форсунки, провода замените
Отсоединяли (возможно,

для проверки) отдельные

датчики, форсунки,

после чего включали

зажигание (пускали

двигатель). При этом

в память компьютера записывается

соответствующий код неисправности, который

не стирается даже после восстановления электрических

соединений

Снять не менее чем на 30 с «минусовую» клемму с аккумулятора или вынуть предохранитель неотключаемого питания системы впрыска (если имеется). При этом все коды неисправностей стираются из памяти компьютера. После этого при первом включении зажигания лампа будет гореть, а затем погаснет
Отсоединяли аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля. Батарея была разряжена При повторном запуске двигателя лампа гаснет Не является неисправностью

 

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2108,2109,21099

 

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2113, 2114, 2115

 

Комментарии закрыты