Разборка и сборка коробки передач на двигателях ВАЗ-21083, 2110, 2111, 2112



Разборка и сборка коробки передач на двигателях ВАЗ-21083, 2110, 2111, 2112

Очищаем от грязи и промываем коробку передач снаружи.
Не допускайте попадания воды в картер коробки.

Ключом «на 17» отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата.

Ключом «на 13» отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера.

Снимаем кронштейн.

Для удобства разборки  выворачиваем шпильку крепления коробки передач к двигателю.

Постукивая медным молотком (или обычным через оправку из мягкого металла) по приливам крышки, снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой со шпилек.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Вдавив до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, вытянув шток до упора, — четвертую.

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи.

Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу.

Бородком выправляем вмятины гаек первичного и вторичного валов.

Головкой «на 32» с мощным воротком отворачиваем гайки валов.

Поддев двумя отвертками шестерню пятой передачи, снимаем узел пятой передачи в сборе.

Вынимаем вилку включения пятой передачи.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Снимаем скользящую муфту синхронизатора со ступицей.

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.

Вынимаем упорную пластину.

Сдвигаем ступицу внутри скользящей муфты синхронизатораи вынимаем из муфты 1 ступицу 5, пружины 4 с фиксаторами 3 и сухари 2 синхронизатора пятой передачи.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Снимаем дистанционное кольцо подшипника.

Снимаем игольчатый подшипник.

Поддев двумя отвертками, снимаем ведущую шестерню пятой передачи.

Головкой «на 13» отворачиваем три пробки фиксаторов штоков переключения передач.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Вынимаем из гнезд пружины и шарики фиксаторов.

Ударной крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины.

На винтах имеются специальные стопорные шайбы.

Снимаем упорную пластину.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Двумя отвертками поддеваем упорную шайбу втулки ведомой шестерни пятой передачи.

В образовавшийся зазор между торцом заднего подшипника и упорной шайбой вводим лапы съемника и спрессовываем втулку подшипника шестерни и упорную шайбу.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Двумя отвертками разжимаем на подшипнике первичного вала стопорное кольцо и снимаем его.

Таким же образом снимаем стопорное кольцо с подшипника вторичного вала.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115
Головкой «на 13» отворачиваем пробку фиксатора задней передачи и вынимаем пружину.

Вставляем в гнездо фиксатора отвертку и, приложив к ней магнит, извлекаем шарик.

Головкой «на 13» отворачиваем тринадцать гаек и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки и снимаем его.

Снимаем прокладку.



Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Вынимаем магнит и очищаем его от частиц металла.

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку.

Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из зацепления.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку.

Отверткой выводим шток из механизма выбора передач.

Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.

Поворачивая шток включения V передачи, выводим его из механизма выбора передач.

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Вынимаем промежуточную шестерню заднего хода.

Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.

Вынимаем дифференциал в сборе.

Головкой «на 10» отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач и снимаем его.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Головкой «на 10» отворачиваем установочный болт рычага выбора передач.

Снимаем рычаг выбора передач со штока.

Поддев отверткой, снимаем защитный чехол штока с втулки.

Вынимаем шток выбора передач.

Заменить шарнир штока выбора передач можно на коробке передач, установленной на автомобиле. Для наглядности проводим эту операцию на снятом штоке.
Cнимать шарнир со штока, без необходимости не следует, т. к. болт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Ключом «на 10» отворачиваем установочный болт шарнира и снимаем шарнир.

Для замены сальника штока выбора передач поддеваем его крючком из толстой проволоки и извлекаем из втулки.

Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.

Вынимаем сепаратор подшипника.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115 Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Зацепив съемником буртик наружного кольца подшипника, выпрессовываем кольцо.

Таким же образом заменяем наружное кольцо подшипника первичного вала.
Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления сальник привода.

Через бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала и выпрессовываем кольцо.

Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач. Вынимаем регулировочное кольцо.
Зажимаем первичный вал в тиски с накладками из мягкого металла.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его.

Через выколотку из мягкого металла наносим удары в торец внутреннего кольца переднего подшипника и спрессовываем кольцо.

Для разборки вторичного вала опираем ведущую шестерню главной передачи на деревянную подставку.
Вставляем в зазор между торцом ведущей шестерни и внутренним кольцом переднего подшипника зубило или мощную отвертку.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115
Ударами молотка по зубилу спрессовываем внутреннее кольцо подшипника.

Зажимаем вторичный вал в тиски с накладками из мягкого металла.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115
Поддев двумя мощными отвертками задний подшипник, спрессовываем его.

При затруднении в спрессовывании можно воспользоваться трехлапым съемником.

Снимаем задний подшипник.

Снимаем упорную шайбу, ведомую шестерню четвертой передачи, игольчатый пошипник шестерни и дистанционное кольцо подшипника.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Поддев монтажными лопатками ведомую шестерню третьей передачи, спрессовываем втулку игольчатого подшипника.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач в сборе с муфтой и блокирующие кольца синхронизатора.

Снимаем ведомую шестерню III передачи и игольчатый подшипник шестерни.

Снимаем стопорное кольцо и упорные полукольца вторичного вала с шариком.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Снимаем шестерню II передачи и игольчатый подшипник шестерни.

Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Снимаем скользящую муфту синхронизатора I–II передач со ступицей и блокирующим кольцом синхронизатора II передачи.

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора I передачи.

Снимаем ведомую шестерню I передачи.

Снимаем игольчатый подшипник шестерни и второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с мягкими губками.
Головкой «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала.

Медным молотком выбиваем коробку дифференциала.

Проворачивая, вынимаем из коробки шестерни приводов (полуосевые).

Щипцами снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов.

Извлекаем из коробки ось сателлитов и сателлиты.

Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2108--2115

Для снятия подшипников дифференциала зажимаем коробку в тиски.
Вставив зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу и отодвигаем подшипник.

Вставив в образовавшийся зазор лапы съемника, спрессовываем подшипник.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
При сборке рычага выбора передач и шарнира со штоком выбора передач предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также установочные болты крепления. Наносим на резьбу болтов резьбовой герметик. Сальники первичного вала, приводов и штока выбора передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб. Рабочую поверхность сальников смазываем тонким слоем смазки Литол-24. Наружную поверхность сальников смазываем силиконовым герметиком.
При сборке вторичного вала заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми.
Наружные и внутренние кольца роликовых подшипников, шариковые подшипники, шестерни и ступицы синхронизаторов запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
При сборке ступицы со скользящей муфтой синхронизатора перед установкой фиксатора наносим на него немного пластичной смазки и вкладываем в сухарь. Отжав отверткой установленную пружину синхронизатора к ступице, ставим на место сухарь с фиксатором. При этом напротив фиксатора в скользящей муфте должно располагаться наиболее глубокое гнездо. При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливаем так, чтобы напротив пазов ступицы под пружины фиксаторов располагались выступы кольца меньшей высоты. При сборке дифференциала смазываем маслом сателлиты и шестерни приводов.
Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом 0,25 мм. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач между наружным кольцом подшипника дифференциала и картером. Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2108,2109,21099

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2113, 2114, 2115

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2110, 2111, 2112

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2170-Priora

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Шевроле Нива

Комментарии закрыты