Система управления двигателями ВАЗ-2111, 2112
Схема системы управления двигателем ВАЗ-2112
1 – реле зажигания
2 – выключатель зажигания
3 – аккумуляторная батарея
4– нейтрализатор
5 – датчик концентрации кислорода
6 – адсорбер с электромагнитным клапаном
7 – воздушный фильтр
8 – датчик массового расхода воздуха
9 – регулятор холостого хода
10 – датчик положения дроссельной заслонки
11 – дроссельный узел
12 – колодка диагностики
13 – тахометр
14 – спидометр
15 – контрольная лампа «CHECK ENGINE»
16 – блок управления иммобилайзером
17 – модуль зажигания
18 – форсунка
19 – регулятор давления топлива
20 – датчик фаз
21 – датчик температуры охлаждающей жидкости
22 – свеча зажигания
23 – датчик положения коленчатого вала
24 – датчик детонации
25 – топливный фильтр
26 – контроллер
27 – реле включения вентилятора
28 – электровентилятор системы охлаждения
29 – реле включения электробензонасоса
30 – топливный бак
31 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива
32 – сепаратор паров бензина
33 – гравитационный клапан
34 – предохранительный клапан
35 – датчик скорости
36 – двухходовой клапан
Отличительные признаки и взаимозаменяемость компонентов систем управления двигателем
Двигатель
|
Восьмиклапанный ВАЗ-2111
|
|||||
Контроллер |
GM
|
«Январь-4.1»
|
М 1.5.4
|
М 1.5.4 N или «Январь-5.1»
|
М 1.5.4 N или «Январь-5.1.1»
|
МР 7.0
|
Маркировка контроллера |
2111-1411020-20
|
2111-1411020-22
|
2111-1411020-00
|
2111-1411020-60 или 2111-1411020-61
|
2111-1411020-70 или 2111-1411020-71
|
2111-1411020-40
|
Нейтрализатор |
Есть
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Нет
|
Есть
|
Датчик расхода воздуха |
GM, квадратный корпус
|
BOSCH,
круглый корпус |
||||
Датчик детонации |
Резонансный
|
Широкополосный
|
||||
Датчик скорости |
Круглый
разъем |
Прямоугольный или круглый разъемы
|
Прямоугольный
разъем |
|||
Датчик кислорода |
GM AFS-62, или AFS-79, или BOSCH LHS-24
|
Нет
|
Нет
|
BOSCH LHS-25
|
Нет
|
BOSCH LHS-25
|
Распредвал и ресивер |
2108
|
2110
|
Двигатель
|
Шестнадцатиклапанный ВАЗ-2112
|
||
Контроллер |
«Январь-4.1»
|
М 1.5.4 N или Январь-5.1″
|
М 1.5.4 N или «Январь-5.1.2»
|
Маркировка контроллера |
2112-1411020-01
|
2112-1411020-40 или 2112-1411020-41
|
2112-1411020-70 или 2112-1411020-71
|
Нейтрализатор |
Нет
|
Есть
|
Нет
|
Датчик расхода воздуха |
GM, квадратный корпус
|
BOSCH,
круглый корпус |
|
Датчик детонации |
Резонансный
|
Широкополосный
|
|
Датчик скорости |
Круглый разъем
|
Прямоугольный разъем
|
|
Датчик кислорода |
Нет
|
BOSCH LHS-25
|
Нет
|
Распредвал и ресивер |
2112
|
На двигателе ВАЗ-2111 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр – отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала – диск с прорезью в ободе.
Большинство двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).
На части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.
При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание. При проведении сварочных работ отсоединяйте контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам. При сушке автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте электрические разъемы. Запрещается проверять работу системы зажигания «на искру». Не запускайте двигатель, если клеммы аккумулятора и «массы» на двигателе и кузове не затянуты или загрязнены.
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2108,2109,21099
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2113, 2114, 2115
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2110, 2111, 2112
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2170-Priora
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Шевроле Нива