Электродвигатель вентилятора отопителя автомобиля Шевроле-Нива
Особенности устройства
Схема включения электродвигателя показана на рис. 7-34.
Рис. 7-34. Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя и элемента обогрева заднего стекла:
1 – выключатель зажигания;
2 – монтажный блок;
3 – переключатель электродвигателя отопителя;
4 – дополнительный резистор;
5 – электродвигатель отопителя;
6 – элемент обогрева заднего стекла;
7 – выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой включения;
А – к источникам питания;
К6 – дополнительное реле;
К7 – реле включения обогрева заднего стекла.
Для получения разных частот вращения служит дополнительный резистор. Он закреплен винтом с левой стороны кожуха радиатора отопителя. Резистор имеет три спирали и предохранитель. При включении в цепь питания электродвигателя трех спиралей обеспечивается 1-я скорость вращения вентилятора, если включены две спирали – 2-я скорость, если включена одна спираль – 3-я скорость. При включении электродвигателя без резистора ротор вентилятора вращается с максимальной 3-й скоростью (3000 мин–1).
Неисправный электродвигатель рекомендуется заменять новым. Единственно возможный ремонт – зачистка коллектора. Для этого нет необходимости снимать электродвигатель с автомобиля. Достаточно снять водоотражательный щиток, защитный кожух электродвигателя, а затем крышку электродвигателя со щеткодержателем.
Данные для проверки электродвигателя
Частота вращения вала при нагрузке
электродвигателя крыльчаткой при напряжении
12 В и температуре (25±10) ОС, мин–1……………………………………………………………. 3000
Потребляемая сила тока при указанной нагрузке
и частоте вращения, А, не более ……………………….. 18
Возможные неисправности их причины и методы устранения
Причина неисправности |
Метод устранения |
Электродвигатель не работает
1. Повреждены провода или окислились соединения проводов. 2. Перегорел предохранитель F18 в монтажном блоке. 3. Поврежден переключатель отопителя – напряжение не подается на выходные клеммы переключателя. 4. Зависание или износ щеток электродвигателя, обрыв в обмотке якоря или загрязнение коллектора. 5. Замыкание на массу обмотки якоря – при включении электродвигателя сгорает предохранитель. |
1. Проверьте и восстановите соединения. Замените поврежденные провода. 2. Замените предохранитель. 3. Проверьте переключатель, при необходимости замените новым. 4. Проверьте электродвигатель, отремонтируйте или замените. 5. Замените электродвигатель. |
Электродвигатель работает только на одной скорости
1. Повреждены провода или окислились соединения проводов. 2. Поврежден переключатель отопителя. 3. Перегорел дополнительный резистор. |
1. Замените поврежденные провода, зачистите наконечники проводов. 2. Замените переключатель. 3. Замените резистор. |
Якорь электродвигателя вращается медленно
1. Загрязнение или окисление коллектора, износ щеток. 2. Межвитковое замыкание в обмотке якоря. 3. Заедание вала якоря в подшипниках. |
1. Зачистите коллектор, замените щетки. 2. Замените электродвигатель. 3. Замените электродвигатель. |
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2108,2109,21099
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2113, 2114, 2115
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2110, 2111, 2112
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2170-Priora
Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Шевроле Нива