Разборка двигателя Шевроле-Нива



Разборка двигателя автомобиля Шевроле-Нива

Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенде для разборки и слейте из картера масло.

Отсоедините от дроссельного патрубка 9 (см. рис. 2-5) шланги 10 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой, отвернув гайки его крепления к ресиверу 8.

Снимите трубки 5 и 6 (см. рис. 2-3) подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы 7 форсунок, регулятора давления топлива и от кронштейна на ресивере. Снимите вакуумный шланг 6 (рис. 2-7), отсоединив его от патрубков на ресивере 8 ирегуляторе 5 давления топлива.

Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-7. Снятие элементов системы питания:

1 – впускная труба;

2 – форсунка;

3 – болт;

4 – рампа форсунок;

5 – регулятор давления;

6 – вакуумный шланг;

7 – прокладка;

8 – ресивер.

Отверните пять гаек, снимите ресивер 8 с прокладкой 7 и кронштейном экрана двигателя.

Отсоедините от форсунок жгут проводов, снимите рампу 4 форсунок с регулятором 5 давления, отвернув два болта 3 крепления к впускной трубе.

С левой стороны двигателя снимите модуль зажигания, с правой – датчик детонации.

Ослабьте гайки 8 (см. рис. 2-61) выкрутите болт 5 и снимите ремень 7 привода генератора, насоса охлаждающей жидкости, насоса гидроусилителя. Снимите генератор, кронштейн генератора, механизм натяжения.

Снимите насос охлаждающей жидкости.

Открутите болты 2 (см. рис.2-8) и снимите насос 10 гидроусилителя рулевого управления.
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Рис.2-8. Снятие масляного фильтра приспособлением А.60312:

1 – пластина;

2 – болт крепления насоса гидроусилителя;

3 – болт крепления кронштейна масляного фильтра;

4 – уплотнительное кольцо;

5 – прокладка;

6 – кронштейн масляного фильтра;

7 – штуцер; 8 – масляный фильтр;

9 – приспособление;

10 – насос гидроусилителя рулевого управления.

Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр 8 с прокладкой . Отверните болты 3 и снимите кронштейн 6 насоса гидроусилителя руля.

Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

Выверните датчик контрольной лампы давления масла. Снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер, фиксатор шестерни привода масляного насоса, масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.

Снимите демпфер коленчатого вала, закрепив маховик фиксаторомА.60330/R (рис. 2-9) и отвернув ключом А.50121 гайку (рис. 2-10).
Разборка двигателя Шевроле-Нива



Рис. 2-9. Снятие маховика:

1 – ключ;

2 – маховик;

3 – болт крепления маховика;

4 – шайба;

5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания;

6 – передняя крышка картера сцепления.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-10. Отворачивание гайки коленчатого вала ключом А.50121

Снимите крышку головки цилиндров, с кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора. Снимите крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Открутите штуцер трубки 3 (рис. 2-11) подачи масла и отсоедините ее от натяжителя 4. Отверните гайки крепления натяжителя к головке цилиндров, снимите его и, отвернув болт, снимите башмак 2 натяжителя цепи 1.

Рис. 2-11. Элементы механизма натяжения цепи:

1 – цепь; 2 – башмак натяжителя;

3 – трубка подвода масла к натяжителю;

4 – натяжитель цепи;

5 – звездочка распределительного вала;

6 – успокоитель;

7 – звездочка валика привода масляного насоса;

8 – звездочка коленчатого вала.

Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки 7 и 5 привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь.

Ослабьте гайки шпилек 4 (рис. 2-12). Снимите корпус подшипников распределительного вала. Отвернув гайки шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса подшипников, выньте распределительный вал.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-12. Снятие упорного фланца распределительного вала:

1 – упорный фланец;

2 – распределительный вал;

3 – корпус подшипников;

4 – шпилька крепления упорного фланца

Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускной трубой.

Снимите упорный фланец 1 (рис. 2-13) валика привода масляного насоса и выньте валик из блока цилиндров.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-13. Снятие валика привода масляного насоса:

1 – упорный фланец;

2 – болт крепления фланца;

3 – валик привода масляного насоса;

4 – ключ

Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала (рис. 2-14).
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-14. Снятие звездочки коленчатого вала универсальным съемником

Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами. Пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

Предупреждение!

При снятии шатунно-поршневой группы выпрессовывать шатунные болты из шатунов не допускается.

Установите фиксатор 5 (см. рис. 2-9), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала. Снимите переднюю крышку картера сцепления.

Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу (рис. 2-15).
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-15. Выпрессовывание подшипника вала коробки передач из коленчатого вала выталкивателем А.40006

Снимите держатель сальника коленчатого вала.

Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.

Сборка двигателя

Сборку двигателя производите следующим образом.

Установите на стенд чистый блок и заверните в него отсутствующие шпильки.

Смажьте моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливайте новые сальники коленчатого вала.

Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без канавки на внутренней поверхности. В остальные гнезда блока цилиндров уложите вкладыши с канавкой, а в соответствующие крышки – вкладыши без канавки.

Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца (рис. 2-16).
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-16. Установка упорных полуколец на задней опоре

Предупреждение!

Полукольца должны быть обращены канавками в сторону упорных поверхностей коленчатого вала (со стороны канавок на поверхность полукольца нанесен антифрикционный слой).

С передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками, которые нанесены на их наружной поверхности (рис. 2-17). Затяните болты крепления крышек.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-17. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя)

Проверьте осевой свободный ход коленчатого вала. Для этого установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рис. 2-18. Перемещая вал отвертками замерьте индикатором осевой свободный ход вала. Он должен быть в пределах 0,06–0,26 мм. Если свободный ход больше, то приведите его в норму, заменив старые полукольца новыми или установив полукольца увеличенной толщины.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-18. Проверка осевого свободного

хода коленчатого вала
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Держатель заднего сальника коленчатого вала.

Стрелками показаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала.

Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя заднего сальника, а в гнезда держателя (рис. 2-19) вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011, и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров.

Установите по двум центрирующим втулкам (рис. 2-20) переднюю крышку 6 (см. рис. 2-9) картера сцепления. Прикрепите крышку гайками к держателю заднего сальника.
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Рис. 2-20. Установочные штифты сцепления (черные стрелки) и центрирующие втулки картера сцепления (белые стрелки)

Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

С помощью втулки 67.8125.9502 для обжима поршневых колец вставьте в цилиндры поршни с шатунами (рис. 2-21).
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Установка поршня с поршневыми кольцами при помощи втулки для обжима колец и центрирующие втулки головки цилиндров (показаны стрелками)

Предупреждение!

Отверстие для пальца на поршне смещено от оси на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Установите шатуны и крышки на шейки коленчатого вала и затяните шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.

Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

Вставьте в блок цилиндров две центрирующие втулки (см. рис. 2-21) и установите по ним прокладку головки цилиндров.

Предупреждение!

При сборке двигателя необходимо всегда устанавливать новую прокладку под головку цилиндров. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается.

Перед установкой прокладки необходимо удалить все масло с сопрягаемых поверхностей блока и головки цилиндров. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. При попадании масла – обезжирить прокладку.

Поверните коленчатый вал так, чтобы поршни находились в средней части цилиндров.

Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров в сборе с клапанами, выпускным коллектором, впускной трубой и экраном.

Затяните болты крепления головки цилиндров в определенной последовательности (рис. 2-22).
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-22. Порядок затягивания болтов

головки цилиндров

Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобиля, болты крепления головки цилиндров затягивайте в четыре приема:

1-й прием – затяните болты 1–10 моментом 20 Н·м (2 кгс·м);

2-й прием – затяните болты 1–10 моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м), а болт 11 – моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м);

3-й прием – доверните болты 1–10 на 90°;

4-й прием – снова доверните болты 1–10 на 90°;

Предупреждение!

Болты крепления головки цилиндров допускается повторно применять только в том случае, если стержень болта вытянулся не более, чем до 117 мм. Если длина болта больше, то замените его новым.

Перед сборкой двигателя заблаговременно смажьте резьбу и головки болтов, окунув их в моторное масло. Затем дайте стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. Удалите масло из отверстий под болты в блоке цилиндров.

Поверните маховик в такое положение, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 2-23).
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-23. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров

Проверьте, на месте ли установочные втулки корпуса подшипников распределительного вала (рис. 2-24).
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Рис. 2-24. Установочные втулки для корпуса подшипников распределительного вала

Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась против метки на корпусе подшипников (рис. 2-25).
Разборка двигателя Шевроле-Нива
Рис. 2-25. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников:

1 – метка на звездочке;

2 – метка на корпусе подшипников

Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров так, чтобы установочные втулки вошли в гнезда корпуса подшипников. Закрепите корпус подшипников, затягивая гайки в последовательности, указанной на рис. 2-26.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала

Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

Установите цепь привода распределительного вала:

·наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. 2-25). Болт звездочки не затягивайте до упора;

·установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;

·установите башмак натяжителя цепи и гидронатяжитель;

·проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников (см. рис. 2-23 и 2-25);

·если метки совпадают, то заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. 2-9), окончательно затяните болты звездочек, отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

Установите крышку привода распределительного вала (рис. 2-27) с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-27. Крышка привода распределительного вала.

Стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала

Установите демпфер коленчатого вала и закрепите его гайкой.

Установите кронштейн насоса гидроусилителя с насосом в сборе.

Установите масляный фильтр с прокладкой, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

Установите масляный насос 1 (рис. 2-28) и масляный картер с прокладкой.
Разборка двигателя Шевроле-Нива

Рис. 2-28. Установка масляного насоса:

1 – масляный насос;

2 – фиксатор сливной трубки;

3 – сливная трубка маслоотделителя

Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.

Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок охлаждающей рубашки.

Установите датчики контрольных приборов.

Установите шестерню привода масляного насоса и фиксатор шестерни. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

Установите крышку головки цилиндров с прокладкой, кронштейнами экрана двигателя и троса акселератора.

Установите модуль зажигания и датчик детонации.

Прикрутите двумя болтами 3 (см. рис. 2-7) к впускной трубе рампу 4 форсунок с регулятором 5 давления. Подсоедините к форсункам жгут проводов. Перед установкой топливной рампы смажьте моторным маслом уплотнительные кольца форсунок.

Установите на впускную трубу 1 прокладку 7, ресивер 8, кронштейн экрана двигателя и закрутите пять гаек.

Подсоедините вакуумный шланг 6 к штуцерам на ресивере и регуляторе давления.

Подсоедините трубки подвода и слива топлива к рампе и регулятору давления.

Присоедините к ресиверу дроссельный патрубок с прокладкой.

Подсоедините к дроссельному патрубку шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, шланг вентиляции картера.

Залейте моторное масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2108,2109,21099

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2113, 2114, 2115

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2110, 2111, 2112

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2170-Priora

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Шевроле Нива

Комментарии закрыты