Генератор 9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива



Генератор 9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива

Техническая характеристика

Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и 6000 мин–1), А …………………………………. 80

Пределы регулируемого напряжения, В ………………………………………………………….. 13,2–14,7

Передаточное отношение двигатель – генератор ……………………………………………… 1:2,4

Особенности устройства

Генератор типа 9402.3701-01 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

Генератор  9402.3701-01 автомобиля Шевроле-НиваРис. 7-5. Генератор 9402.3701-01:

1 – выпрямительный блок;

2 – втулка подшипника;

3 – задний подшипник вала ротора;

4 – контактные кольца;

5 – защитная втулка;

6 – вывод «В+» генератора;

7 – прокладка;

8 – кожух;

9 – регулятор напряжения со щеткодержателем;

10 – стяжной винт;

11 – задняя крышка;

12 – статор;

13 – передняя крышка;

14 – дистанционное кольцо;

15 – передний подшипник;

16 – шкив;

17 – шайба;

18 – ротор.



Статор 12 (рис. 7-5) и крышки 11 и 13 стянуты четырьмя винтами. Вал ротора 18 вращается в подшипниках 3 и 15, которыеустановлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 4.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 1, прикрепленным к крышке 11. Электронный регулятор 9 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 11.

Схема соединений генератора показана на рис. 7-6. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу, расположенную в комбинации приборов 3. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях семейства Шевроле-Нива не используется.

Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях

Генератор  9402.3701-01 автомобиля Шевроле-НиваРис. 7-6. Схема соединений системы генератора:

1 – аккумуляторная батарея;

2 – генератор;

3 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов;

4 – монтажный блок;

5 – выключатель зажигания.

Предупреждения!

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через выпрямительный блок генератора и.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через выпрямительный блок генератора протекает значительный ток и он может выйти из строя. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Выпрямительный блок генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для диодов напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегаомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока генератора выводами фазных обмоток.

При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Возможные неисправности

Методы устранения

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания.

Контрольные приборы не работают.

1. Перегорел предохранитель F19 в монтажном блоке.

2. Обрыв в цепи питания комбинации приборов:

– не подается напряжение от монтажного блока к комбинации приборов;

– не подается напряжение от выключателя зажигания к монтажному блоку

3. Не срабатывает выключатель зажигания.

1. Замените предохранитель.

2. Проделайте следующее:

– проверьте провод «О» и его соединения от монтажного блока до комбинации приборов;

– проверьте провод «ГП» и его соединения от выключателя зажигания до монтажного блока

3. Замените выключатель зажигания.


Контрольная лампа не загорается при включении зажигания и не горит при работе двигателя.

Контрольные приборы работают. Аккумуляторная батарея разряжена.

1. Перегорела контрольная лампа или недостаточный прижим контактов патрона лампы к печатной плате.

2. Обрыв в цепи между комбинацией приборов и штекером «D» генератора.

3. Износ или зависание щеток, окисление контактных колец.

4. Поврежден регулятор напряжения (обрыв между выводом «DF» и массой).

5. Отсоединился провод от вывода «D+» щеткодержателя.

6. Короткое замыкание в положительных вентилях.

7. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец.

1. Замените перегоревшую контрольную лампу, подогните контакты патрона лампы или замените его.

2. Проверьте «КБ» провод и его соединения от генератора до комбинации приборов.

3. Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине.

4. Замените регулятор напряжения.

5. Присоедините провод.

6. Замените выпрямительный блок.

7. Припаяйте выводы или замените ротор генератора.

Контрольная лампа ярко горит или светится в полнакала при работе двигателя.

Аккумуляторная батарея разряжена.

1. Проскальзывание ремня привода генератора.

2. Поврежден регулятор напряжения.

3. Повреждены вентили выпрямительного блока.

4. Повреждены диоды питания обмотки возбуждения.

5. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец.

6. Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на массу.

1. Отрегулируйте натяжение ремня.

2. Замените регулятор напряжения.

3. Замените выпрямительный блок.

4. Замените выпрямительный блок.

5. Замените ротор генератора.

6. Замените статор генератора.

Контрольная лампа светится при работе двигателя.

Аккумуляторная батарея перезаряжается.

Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом «DF» и массой).

Замените регулятор напряжения.

Повышенная шумность генератора

1. Повреждены подшипники генератора.

2. Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора).

3. Короткое замыкание в одном из вентилей генератора.

1. Замените задний подшипник или переднюю крышку с подшипником.

2. Замените статор.

3. Замените выпрямительный блок.

Контрольные проверки генератора

Проверка генератора на стенде

Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам, а сами кольца чистыми.

Установите генератор на стенд и выполните соединения как показано на рис. 7-7. Включите электродвигатель стенда, реостатом 4 установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 6000 мин–1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 80 А.


Рис. 7-7. Схема соединений для проверки генератора на стенде:

Генератор  9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива1 – контрольная лампа 12 В, 3 Вт;

2 – генератор;

3 – вольтметр;

4 – реостат;

5 – амперметр;

6 – выключатель;

7 – аккумуляторная батарея.

Если замеренная величина отдаваемого тока значительно меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора или о повреждении выпрямительного блока генератора. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и выпрямительного блока генератора, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 мин–1. Реостатом 4 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 13,2–14,7 В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10)°С.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените щеткодержатель с регулятором напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден, и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и выпрямительный блок генератора.


Проверка обмотки возбуждения ротора

Обмотку возбуждения можно проверить не снимая генератор с автомобиля, сняв только защитный кожух и регулятор напряжения вместе с щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбуждения, и не замыкается ли она с массой.

Проверка статора

Статор проверяется отдельно, после снятия выпрямительного блока.

В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора, и не замыкаются ли ее витки на массу.

Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой замените.

Наконец, после разборки генератора необходимо проверить специальным дефектоскопом нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.

Проверка диодов выпрямительного блока

Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный – может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).

В случае повреждения одного из диодов выпрямителя необходимо заменять целиком выпрямительный блок.

Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора и сняв кожух с задней крышки генератора. Также отсоединяетсяпровод от вывода «D+» регулятора напряжения. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1–5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 7-10.

Генератор  9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива

Рис. 7-10. Схемы для проверки диодов выпрямителя:

1 – аккумуляторная батарея;

2 – контрольная лампа;

3 – генератор;

I – проверка одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов;

II – проверка «положительных» диодов;

III – проверка «отрицательных» диодов.

Примечание.

С целью упрощения крепления деталей выпрямителя три диода (с красной меткой) создают на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти диоды «положительные» и они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом «B+» генератора. Другие три диода («отрицательные» с черной меткой) имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с массой.


Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» диодах. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоедините к зажиму «B+» генератора, а «минус» к корпусу генератора (рис. 7-10, I). Если лампа горит, то«отрицательные» и «положительные» диоды имеют короткое замыкание.

Для проверки короткого замыкания в «положительных» диодах «плюс» батареи через лампу соедините с зажимом «B+» генератора, а «минус» — с одним из фазных выводов обмотки статора (рис. 7-10, II). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» диодов.

Короткое замыкание «отрицательных» диодов можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с одним из фазных выводов обмотки статора, а «минус» с корпусом генератора (рис. 7-10, III). Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» диодах. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается значительно реже, чем короткое замыкание диодов.

Обрыв в диодах без разборки генератора можно обнаружить либо осциллографом, либо при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20–30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в диодах.

Проверка дополнительных диодов

Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить без снятия и разборки генератора по схеме, приведенной на рис. 7-11. Также как и для проверки диодов выпрямительного блока, при этом необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора, снять защитный кожух генератора и отсоединить провод от вывода «D+» регулятора напряжения.

Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно только сняв выпрямительный блок и проверяя каждый диод в отдельности.

Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению кривой напряжения на штекере «D», а также по низкому напряжению (ниже 14 В) на штекере «D» при средней частоте вращения ротора генератора.

Проверка регулятора напряжения

Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.

Проверка на автомобиле. Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15–30 В класса точности не хуже 1,0.

После 15 мин работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах замерьте напряжение между клеммой «В+» и массой генератора. Напряжение должно находится в пределах 13,2–14,7 В.

В том случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.


Проверка снятого регулятора. Регулятор в сборе с щеткодержателем, снятый с генератора, проверяется по схеме, приведенной на рис. 7-12.

Генератор  9402.3701-01 автомобиля Шевроле-Нива

Рис. 7-12. Схема для проверки регулятора напряжения:

1 – контрольная лампа;

2 – вывод «масса» регулятора напряжения;

3 – вывод «DF» регулятора напряжения;

4 – регулятор напряжения;

5 – вывод «D+» регулятора напряжения;

А – к источнику питания.

Между щетками включите лампу 1–3 Вт, 12 В. К выводам «D+» и «масса» регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15-16 В.

Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором – гаснуть.

Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения. Последнее можно проверить, присоединяя провода от лампы не к щеткам, а непосредственно к выводам «D+» и «DF» регулятора напряжения.

Проверка конденсатора

Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля и снижения помех радиоприему.

Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.

Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1–10 МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.

Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ±20%.

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2108,2109,21099

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2113, 2114, 2115

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2110, 2111, 2112

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Ваз 2170-Priora

Ремонт, эксплуатация и устройство автомобилей Шевроле Нива

 

Комментарии закрыты