Покупка подержанного автомобиля — это всегда риск наткнуться на битое авто или на целый пучок неисправностей. Для того, чтобы быть уверенным, что осматриваемый автомобиль — именно та машина, которая вам нужна, при покупке необходимо соблюдать определенные правила.
Оптимальным, конечно, будет захватить с собой знакомого, который знает толк в данном вопросе, но если такой вариант не для вас, то предлагаем вам ознакомиться с некоторыми советами от опытных в этом деле автолюбителей. Надеемся, что они помогут вам не совершить самых распространенных ошибок. К тому же, пройдясь по всем пунктам, у вас сложится практически полная картина того, как эксплуатировался автомобиль, в каком он состоянии в данный момент, требуются ли вложения, как срочно и т.д.
Ниже представлен список того, на что нужно обратить особое внимание при обследовании подержанного автомобиля. Предлагаемая вашему внимаю инструкция — самая полная в Сети на данный момент. Сохраните ее себе в закладках браузера или киньте ссылку на свою страничку в соцсети — так вы ее точно не потеряете.
Навигация:
Быстрая навигация по статье
С чего начать
Начать нужно с того, что продавец обязательно должен иметь подлинник ПТС (паспорт технического средства). Следует подробно все просмотреть и сравнить их с данными на кузове и двигателе автомобиля. Цифры и буквы на номерных знаках, само собой, должны соответствовать тем, что указаны в техпаспорте. Обратите внимание и на их порядок — бывали случаи невнимательности с последующими проблемами. Если имеется сервисная книжка — это хорошо, а если пробег, указанный в ней, схож с тем, что указан в одометре на панели приборов, то значит он не «скручен». По крайней мере, последним владельцем машины.
Перво-наперво нужно проверить все документы
Если все необходимые документы имеются и в порядке, то можно приступить к обследованию автомобиля.
Изучаем кузов
Лакокрасочное покрытие и геометрия
Для начала автомобиль необходимо окинуть взглядом с ближней (1-3 м) и отдаленной дистанции (5-10 м) — это взаимодополняемые действия, поэтому не стоит лениться. Внимательно исследуйте состояние лакокрасочного покрытия. Оно должно быть однородным (видно вблизи) и не иметь заметных оттенков (видно издали). Если обнаружили место, где цвет выделяется или видны следы подкраски, то это объясняется тем, что в данном месте производился ремонт. Причиной могут быть либо ржавчина (что плохо), либо факт ДТП (что тоже плохо). В любом случае стоит внимательней присмотреться к смежным деталям кузова, причем лучше смотреть со всех сторон — не только снаружи.
Осмотр качества лакокрасочного покрытия
Если есть пластиковые или резиновые накладки, то желательно заглянуть и под них. Также рекомендуем открыть все движущиеся детали: двери, крышки багажника и капота, лючок бензобака. Нужно в обязательном порядке исследовать внутреннюю поверхность этих деталей кузова, т.к. там часто скапливается влага, владельцы редко обращают на их состояние внимание и, как следствие, там часто можно увидеть ржавчину.
Проверка на ржавчину
Если видны следы начинающейся ржавчины, то все понятно — машина «зацвела». Следовательно, ее или содержали неправильно, или нарушили оцинковку (чаще всего последствия ДТП), или изначально качество металла было таким. Если имеем место с ржавчиной, то в ближайшем будущем капитального ремонта кузова не избежать. Если, конечно, вам не все равно.
Если автомобиль пережил аварию, то нужно внимательно изучить место удара — не задеты ли силовые узлы кузова (рама/подрамник, лонжероны, вертикальные элементы). Если так и есть, то от покупки однозначно стоит отказаться. Не сейчас, так потом геометрия кузова нарушится. Кстати, нарушенную геометрию видно невооруженным глазом метров с десяти. Отойдите от машины, присядьте и посмотрите спереди или сзади на колеса. Они должны выстраиваться в одну линию. Если вы смотрите сзади, к примеру, и видите передние колеса, то машина явно «ездит боком». На этом осмотр можно сразу заканчивать.
Также заранее можно запастись рулеткой или даже обычной веревкой небольшой толщины. С их помощью очень легко определить нарушенную геометрию передней или задней части кузова. Для этого измеряем длину крышки капота или багажника с одной стороны, например, слева, а потом замеряем с другой, например, справа.
Проверка геометрии передней части кузова
Длины должны совпадать. Иначе — имел место ремонт после сминания одного из углов кузова во время аварии. После замера длин сторон замерьте также расстояние между противоположными углами, крест-накрест. Если геометрия этой части кузова не нарушена, то расстояния должны быть одинаковыми.
Иногда попадаются автомобили, прошедшие через опытные руки жестянщиков. У этих машин все зазоры между деталями кузова выверены, длины сторон совпадают — придраться вроде бы не к чему. На вид — состояние кузова авто в отличном состоянии. Похоже даже, что владелец действительно не врет насчет того, что машина «не бита, не крашена». В таком случае неплохо было бы заранее запастись магнитом. Да, обычным магнитом. Только не берите с сильным магнитным полем — достаточно, чтобы он прилипал к металлу.
Проверка частей кузова на наличие шпатлевки под краской
Прикладывайте его (только делайте это через тряпочку — чтобы не повредить лакокрасочное покрытие) к различным местам кузова автомобиля. В том месте, где он не будет или будет плохо примагничиваться, однозначно под краской есть слой шпатлевки. Чем толще слой, тем хуже магнит будет держаться. Поэтому если вы будете использовать сильный магнит, вы можете не определить места мелкого ремонта.
Двери и крышки
Смотрим зазоры между деталями. Они должны быть равномерными, без изъянов, без явно выраженных утолщений и утончений. Если зазоры неравномерны, то это говорит или о неисправных навесах/креплениях, либо же о неправильной геометрии кузова.
Разные зазоры — свидетельство неправильной геометрии кузова
Все двери, крышки капота и багажника должны легко, без скрипа открываться и плотно закрываться. Если какая-либо дверь выдается наружу или напротив, западает внутрь, то это говорит о том, что дверь была заменена или, опять же, о неисправности крепления либо, что еще хуже, о нарушенной геометрии кузова, причиной которой является ДТП.
Поверхность дверей дожна быть на одном уровне
Все дверные кнопки и ручки должны четко функционировать. Обязательно испытайте, как работают стеклоподъемники и замки на каждой двери и крышках. При закрытии дверей и крышек, можно оценить исправность замка по характерному звуку защелкивания. Он не должен сопровождаться стуком, т.к. это явно говорит о несоосности деталей. Проверьте из салона машины как срабатывает рычаг, открывающий замок крышки капота и багажника.
Не оставьте без внимания и лючок, закрывающий горловину бензобака: он должен открываться и закрываться легко и без проблем.
Ржавчина под лючком бензобака — довольно частое явление
Открытые двери попробуйте подергать вверх-вниз. Тем самым вы проверите состояние навесов. Если при захлопывании дверь проседает, то навесы явно неисправны. Обязательно посмотрите их крепление: наличествуют ли следы ремонта, сварки. Плотно ли затянуты винты.
Бамперы и пороги
Передний и задний бамперы должны быть навешаны на штатных посадочных местах и надежно закреплены. Обратите внимание на внутреннюю часть бамперов, а именно — на наличие пластиковой защиты, выполняющую роль части внутреннй арки колеса. Бампера — самый часто убиваемый элемент кузова при ДТП. Если аварии имели место быть, то желательно заглянуть под бампер, на ту часть кузова, которая, возможно, также пострадала от удара. Она должна быть ровной, без перекосов.
Тестируем функциональные узлы и агрегаты
Двигатель и навесное оборудование
Начинать изучать внутреннюю часть автомобиля нужно с двигателя, т.к. чаще всего именно он — самая дорогая деталь в автомобиле. Обследуйте двигатель на присутствие потеков и течи. Оптимальный вариант, чтобы двигатель находился в чистом состоянии, но не вычищенном. Это разные вещи. В первом случае мы имеем исправные прокладки и сальники, во втором, скорее всего, как раз наоборот — от нас хотят скрыть истинное положение вещей.
Яркий пример того, что двигатель вычищен — под капотом всё чисто
Пока двигатель не разогрет, желательно проверить уровень всех жидкостей: моторного масла, масла в КПП, охлаждающей и тормозной жидкостей. Можете, кстати, пока не забыли, проверить функционирование системы стеклоочистителей — чтобы все четко работало и жидкость подавалась. Очень часто автовладельцы пренебрегают стеклоомывателями и не следят за наличием жидкости, в связи с чем система подачи омывающего средства засоряется и выходит из строя.
Но продолжим осматривать силовой агрегат и подкапотное пространство.
В случае, если двигатель полностью вымыт, то его необходимо поинтересоваться у владельца, зачем он это сделал. Возможно, что в этом нет ничего криминального — если он его постоянно моет. Ну любит чистоту во всем. А если становится похоже, что хозяин что-то не договаривает, то делаем следующее. Необходимо завести машину, дождаться выхода мотора на рабочие обороты, несколько раз «газануть», чтобы поднять обороты, а затем чистым бумажным листом или салфеткой (тряпка тоже подойдет) пройтись по местам разъемов и соединений. Это необходимо для того, чтобы заметить просачиваются ли технические жидкости и насколько герметичны прокладки и сами трубопроводы.
Масло все-таки подтекает…
После того, как выяснили, в каком состоянии «движок», запускаем его и слушаем, насколько он нормально функционирует. При этом должны отсутствовать инородные звучания и гулы. Если вы не сильны в двигателях, то рекомендуем лучше обратиться к специалистам на выбранной вами (а не хозяином) СТО.
Заботливо исследуйте радиатор охлаждения и кондиционера. Всякие их деформации непозволительны. Мелкие изъяны, конечно, не редкость. Но — только мелкие и в малых количествах.
Типичный дефект радиатора
Места, где крепятся стойки амортизаторов, не должны иметь отпечатков свертывания и ремонта, поскольку нарушенная геометрия этого силового узла конструкции кузова впоследствии может принести очень много бед, среди которых повышенный риск попасть в аварию и огромные расходы по ремонту.
Ремонт стакана амортизатора виден невооруженным глазом
Стоит обратить также внимание на целостность подкапотной электропроводки, на наличие дефектов и трещин на ней. Если вы увидели свежие детали, то выяснить основание для их замены. Внимательно исследуйте изоляцию проводов. Она должна быть целой, достаточно гибкой и нехрупкой. Вся электропроводка должна иметь опрятный вид, быть собранной в пучки. Оголенные провода и отдельно висящие «кишки» недопустимы.
Коробка передач и сцепление
Механика
Все передачи в механической коробке должны надежно фиксироваться, рукоять «срываться» с места легким или случайным движением не должна. Хруст, щелчки и т.п. звуки не должны сопровождать переключение. «Втыкание» очередной передачи не должно представлять трудностей: переключение должно получаться с первой попытки, причем для движения на этой передаче рукоятка не должна требовать постоянного присутствия на ней руки водителя — иными словами, чтоб ее не нужно было поддерживать. В время движения не должно быть характерного шума, воя и т.п. звуков, которые можно отнести к звукам, издаваемых работающими редукторами (коробка — это тот же редуктор с шестеренками). Если они присутствуют, то это явно свидетельствует о необходимости ремонта, т.к. звуки возникают в результате износа движущихся частей, в данном случае это — износ зубьев шестеренок в коробке передач.
Если рукоятку надо придерживать, то коробку пора ремонтировать
Сцепление должно работать без визга, хруста и жужжания. Педаль должна работать плавно, без люфта. Во время остановки после движения с резким ускорением с перебором всех передач можно открыть капот и проверить, имеется ли запах гари. Если да, то скорее всего с муфтой сцепления проблемы.
Автомат
Проверять автоматические коробки передач следует в прогретом состоянии, тогда, когда обороты двигателя опускаются до холостых (700-1000 об/мин). Переключения селектора в разные значения не должны сопровождаться шумом и завываниями. Все переключения должны быть спокойными и тихими.
Советуем протестировать работоспособность автомата во всех режимах, которые он поддерживает. В будущем это позволит вам снизить риск напрасных трат на его ремонт и обслуживание.
В положении D передачи должны переключаться максимально плавно для данного типа коробок и года выпуска. Если автомат явно «пинается» при смене передачи, то это свидетельствует о его большом износе, что грозит в самом ближайшем будущем дорогостоящим ремонтом или полной заменой всего узла. Так же, как и в случае с механикой, при движении не должно быть шумов и воя. И так же после быстрого разгона можно проверить на наличие запаха гари от сцепления.
Рулевое управление
Первое, на что стоит обратить внимание, это люфт рулевого колеса. Покачайте его из стороны в сторону. Он должен быть минимальным. Люфт, кто не знает, это свободное вращение без усилий, не приводящее к изменению положения колес. Если конструкция рулевого управления предусматривает регулировку, то непременно нужно ее протестировать. В любом положении руль должен работать. При срабатывании противоугонного блокиратора руля должен быть слышен щелчок.
Люфт должен быть минимальным
Далее, если автомобиль оборудован усилителем руля, следует проверить его работоспособность. При заведенном двигателе руль должен крутиться практически пальцем. И не верьте хозяину, если он говорит, что пальцем можно крутить только при езде, а на месте не получится. Задайте ему резонный вопрос, который подразумевает очевидный ответ: а как тогда парковаться, в особенности — в стесненных и сложных условиях? При вращении, руль не должно «заедать» в определенных точках или направлениях. Если такое случается, то это явный признак неисправности рулевой рейки.
Пружины и амортизаторы
Сначала проводим визуальный осмотр пружин и амортизаторов. Первые не должны иметь следов варки и непредусмотренных производителем деталей, вторые не должны иметь масляных подтеков. Автомобиль, стоящий на ровной горизонтальной поверхности, не должен крениться ни на одну из сторон. Если это присутствует, стоит поинтересоваться у владельца о том, производился ли ремонт подвески, менялись ли детали и когда это было.
Ремонт пружин своими руками
Попутно стоит взглянуть на шины. Износ должен быть равномерным по всей поверхности. Обратная ситуация говорит либо о неправильно сделанном развале-схождении (либо его полном отсутствии) или неправильной конструкции подвески (геометрии кузова).
Тестируем амортизаторы
Далее необходимо протестировать работоспособность подвески. Для этого обычно надавливают на автомобиль сверху несколько раз и смотрят, насколько быстро он возвращается в исходное положение. Не должно быть «прыгучести» — это свидетельствует о неисправных амортизаторах.
Рулевые тяги, ШРУСы и т.п.
Раз уж залезли под арки колес, то рекомендуем осмотреть различные тяги, рычаги, места их соединения и т.д. Если все в чистом виде — вам повезло — не испачкавшись, можно многое увидеть. Крепления не должны иметь люфта. Проверить это просто. Приподнимите домкратом угол автомобиля, вывесив колесо. Возьмитесь за колесо обеими руками, слева и справа, и подергайте его туда-сюда, пытаясь повернуть. Делать это надо достаточно резко. Если колесо будет «гулять», то это явный признак того, что элементы управления и подвески находятся в неисправном состоянии. Кстати, можно еще подергать колесо также вверх-вниз.
Дергаем колесо, чтобы понять, что ничего не стучит
Если при постукивании по одной из сторон колеса или его дергании слышится негромкий стук, то чаще всего придется менять ступичный подшипник. Если же колесо совершенно явно гуляет относительно оси, то ездить на этом автомобиле просто опасно. Ремонт нужно делать незамедлительно.
Тормозная система
Неисправная тормозная система — причина многих аварий. Поэтому ее проверка необходима однозначно. Для этого садимся за руль и проверяем ход педали. Педаль не должна «проваливаться», усилие должно плавно возрастать по всему ходу.
Далее не поленитесь взять домкрат, поднять поочередно каждый угол с тем, чтобы вывесить каждое колесо, снять его и провести внешний осмотр тормозного барабана или диска. Если все в порядке, на ходу стоит проверить срабатывание тормоза по крайней мере на скорости 40 и 60 км/ч. Прислушайтесь, имеются ли скрипы, заметьте, ведет ли автомобиль в сторону. Скрипы свидетельствуют о старой или новой тормозной колодке, а рыскание в стороны говорит о неравномерности распределения тормозного усилия по колесам.
Не дай Бог такое увидеть
Обязательно стоит проверить исправность ручного тормоза. Для этого неплохо было бы остановить автомобиль на наклонной плоскости, подъеме или спуске. Чем круче наклон, тем лучше. Предпочтительнее перестраховаться. На всякий случай, не выключайте двигатель — вдруг машина поедет. Тогда придется выключить тормоз и начать движение, чтоб не скатиться. При постановке автомобиля на ручной тормоз должен быть слышен характерный звук «трещётки», а рычаг накрепко фиксироваться.
Световые приборы
Передние фары
Начнем с передних фар. Сначала визуальный осмотр. Поверхность должна быть без трещин, сколов, следов ремонта. Прозрачность должна быть максимальной. Часто плафоны из некачественного пластика мутнеют со временем или желтеют. Если это присутствует, прикидывайте сразу, сколько будет стоить замена, т.к. качество свечения фар является одним из основных атрибутов пассивной безопасности при езде в темное время суток.
Мутные плафоны — признак некачественного пластика
Далее проверяем работоспособность. Желательно, конечно, делать это в темное время, но, скорее всего, вы производите осмотр машины днем. Поэтому для тестирования фар не поленитесь отойти от машины метров на 50-100. Пусть хозяин поочередно включает ближний и дальний свет. Смотрите разницу в свечении.
Далее поставьте что-нибудь перед машиной (или машину поставьте перед чем-нибудь). Ворота гаража подойдут. Проверьте регулировку фар — она должна работать.
Задние фонари, противотуманки и поворотники
С задними фонарями все проще. Достаточно, чтобы они просто работали. Свечение должно быть равномерным, без мутных пятен. То же самое относится и к противотуманкам с поворотниками.
Проверьте работоспособность заднего сигнала при включении задней передачи.
Поворотники не должны частить (это признак неисправности реле), но должны мигать с нормальной частотой, причем все сразу. Отдельно проверьте режим «аварийки».
Электроника
Панель приборов
Все выведенные на панель приборы указатели всевозможных датчиков должны работать. Для удостоверения в этом не поленитесь проверить все системы: включение ближнего/дальнего света, поворотников, «аварийки», открытие дверей, непристегнутый ремень, движение стрелки тахометра (при его наличии) при нажатии на педаль газа, в движении проверить корректность показаний спидометра. Яркость подсветки приборов должна регулироваться.
Отопитель и кондиционер
При закрытых окнах и дверях проверьте работу отопителя и кондиционера в разных режимах. Протестируйте абсолютно все режимы нагрева/охлаждения и скорости вентилятора. Разница должна быть ощутимой.
Все воздуховоды должны быть исправны
Проверьте все дефлекторы. Они должны быть в исправном состоянии, и из всех должно дуть. Иначе налицо проблемы с воздуховодами. Ремонт недешев, т.к. для этого придется разбирать переднюю панель. А если ремонт проведен недостаточно качественно, после этого возможны скрипы и т.п. вещи.
Мультимедиа
Если наличествует автомагнитола или мультимедийный комплекс, то, само собой, нужно проверить и его работоспособность. Внимание нужно обратить на звучание всех колонок, качество установки (на панели, проводки и т.п.), выдвигается ли антенна радиоприемника или нет. При отсутствии прибора, стоит обратить внимание на наличие всех необходимых проводов и штекеров в месте установки.
Автосигнализация
Если установлена автосигнализация, необходимо расспросить хозяина автомобиля о всех ее функциях (если вам эта модель не знакома) и проверить их функционирование. Возможно (даже — скорее всего), владелец даже и не в курсе всех ее возможностей. Умеет только ставить на охрану и отключать. Поинтересуйтесь, нет ли у нее функции автозапуска и, если есть, обязательно проверьте, выставив подходящие ко времени и месту параметры срабатывания.
Проверьте все, на что способна автосигнализация
Проверьте работоспособность основной функции: сигнализация должна четко сработать; проконтролируйте ее срабатывание несколько раз, проверьте работоспособность брелока на определенной дистанции от машины.
Осматриваем салон
Материалы и обивка
Первым делом обратите внимание на внутренние пороги. Эти места в салоне наиболее подверженны коррозии. Если потребуется, снимите пластиковые накладки — чаще всего это легко сделать. Далее рекомендуем поднять все коврики и, если возможно, ковровое покрытие. Сразу станет понятным состояние пола: есть ли ржавчина, целостно ли эмалевое покрытие. Можно при этом, кстати, можно даже увидеть деформацию, если имели место наезды на препятствия. И машину поднимать на подъемник не потребовалось.
С полом явно проблемы
Хорошее состояние салона сразу бросается в глаза. Если сидения накрыты чехлами, то снимите, чтобы проверить состояние заводской обивки. Если обивка чиста и опрятна, без пятен, дыр, следов ремонта и потертостей, то салон будет радовать вас еще долго.
Этот салон еще послужит
Кстати, на вскидку определить, насколько часто и плотно машину «юзали», можно по состоянию резинового покрытия педалей. Если оно не новое, а заводское, конечно. Сильно потертое покрытие (иногда насквозь, до металла) означает о долгой эксплуатации, а покрытие в хорошем состоянии говорит о том, что машиной пользовались недостаточно часто, возможно, редко, следовательно — у нее еще все впереди.
Посмотрите на переднюю панель. Обратите внимание на зазоры между деталями, состояние поверхности. Понадавливайте в разных местах, чтобы проверить, появляются ли скрипы. Также во время движения, в особенности при езде по ухабам, можно понять, намертво ли прикручена панель в целом и не «гуляют» ли ее детали по отдельности.
Старые панели часто скрипят
То же самое можно порекомендовать сделать и при осмотре дверных панелей. Проверьте, все ли кнопки и рукояти с ручками работают, ничего ли не болтается или не имеет ли ненужного люфта.
Сидения
Сиденья и подголовники должны иметь рабочее состояние. Кресла должны двигаться по салазкам свободно. Все регулировки должны работать исправно. Не забудьте проверить регулировки задних сидений, если они предусмотрены.
Безопасность
Ремни безопасности должны надежно фиксироваться и иметь при рывке динамические ограничения. Проверьте их наличие для задних пассажиров. Если констукция предусматривает наличие специального крепления для детских кресел, то поинтересуйтесь о его наличии.
Вместо использованной подушки безопасности часто делают заглушку либо дополнительный бардачок
Заранее перед осмотром автомобиля наведите справки о его комплектации и изучите системы безопасности, которые в нем должны присутствовать. Имеется в виду, сколько подушек безопасности и где должно находиться. При осмотре салона внимательно изучите места их предполагаемой установки. Обратите внимание на щели между деталями обивки салона и их внешний вид. Если подушки на месте, то все должно иметь приличный вид, щели — минимальные.
Заключение
Внимательно обследуйте предлагаемый вам перед покупкой подержанный автомобиль, скрупулезно отмечайте в блокноте все его достоинства и недостатки. Достоинства вы будете учитывать при осмотре других автомобилей, а список недочетов и недостатков (если они не критичны) пригодится в торге. И запомните, что в вопросе выбора подержанного авто не стоит спешить — благо, рынок б/у-шных автомобилей на подъеме, и вы всегда сможете подобрать для себя действительно стоящий вариант. Машина, которая правильно содержалась и заботливо эксплуатировалась, может радовать своего владельца еще долгие годы. Поэтому — удачи в выборе!
Смотрите также:
- Как продать авто с пробегом
- Как продать залоговый автомобиль?
- Где купить подержанный авто с гарантией?