Сегодня речь пойдет про то, как утеплить радиатор автомобиля, в том числе – как правильно это сделать своими руками. Но прежде чем мы перейдем, собственно, к процессу утепления, думаю, надо разобраться, стоит ли вообще заморачиваться на этот счет.
Быстрая навигация по статье
Немного теории
Для начала разберем процессы, которые происходят в подкапотном пространстве в процессе работы силового агрегата.
Устройство системы охлаждения
Двигатель в процессе своей работы нагревается. Это обусловлено трением движущихся частей, а также процессом взрыва топливо-воздушной смеси в камере сгорания головки блока цилиндров. Движущиеся детали, естественно, смазываются моторным маслом – для снижения силы трения между ними, но полностью нивелировать трение смазка не в состоянии. Нагрев все равно происходит.
Все механизмы имеют свою оптимальную рабочую температуру, при которой они показывают максимальный КПД. Не исключение и двигатели внутреннего сгорания. Для поддержания рабочей температуры, а также для исключения возможности перегрева мотор имеет систему охлаждения.
В современных автомобилях применяет жидкостный тип охлаждения. Корпус мотора имеет специальные каналы, заполненные охлаждающей жидкостью (тосолом или антифризом), которая постоянно циркулирует в системе. Силовой агрегат отдает часть температуры антифризу, за счет этого охлаждается. Нагретый антифриз поступает в радиатор, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Это – так называемый «большой» круг.
«Малый» круг системы охлаждения подобен «большому». Различие в том, что радиатором охлаждения в «малом» круге является отопитель салона или, в простонародье, «печка». В случае, пока температура двигателя ниже оптимальной, специальный клапан закрывает канал, связывающий двигатель с настоящим радиатором. Таким образом охлаждающая жидкость не охлаждается воздухом с улицы. Это позволяет в более короткий срок поднять температуру силового агрегата до рабочей зоны.
Если при запуске двигателя температура охлаждающей жидкости соответствует оптимальному значению или выше его, сразу включается в работу «большой» круг системы охлаждения. В случае, когда температура антифриза ниже, чем нужно, клапан термостата отключает радиатор, заставляя циркулировать «охлаждайку» по «малому» кругу.
В процессе работы двигатель автомобиля охлаждается не только жидкостным способом. Особенно это заметно, когда он сильно нагревается (в процессе долгой езды или при высокой температуре окружающей среды). В таком случае дополнительно включается вентилятор, расположенный между радиатором и мотором. Получается, силовой агрегат получает еще и воздушное охлаждение.
Но недостаточно просто «дуть» на мотор, чтобы его охладить. Необходимо каким-то образом выводить нагретый воздух из-под капота. Для этого в конструкции передней части автомобиля, между капотом и лобовым стеклом (или у верхней кромки капота) существуют вентиляционные отверстия. Холодный воздух поступает к двигателю спереди и снизу, а горячий выводится через специальные отверстия сверху.
Итак, как видим, система охлаждения в современных автомобилях тщательно продумана и сто раз протестирована. Поэтому и хорошо работает. С нашей стороны не требуется никаких действий, чтобы ее улучшить. Да и не нужно это, т.к. все работает как «часики».
Система нагрева
Другое дело процесс нагрева двигателя. Особенно в холодное и очень холодное время года.
Стоит заметить, что никакой системы нагрева двигателя до оптимальной рабочей температуры не предусмотрено. Процесс возложен на сам силовой агрегат, точнее, на то, чтобы просто не давать ему охлаждаться. До той поры, пока мотор не прогреется должным образом.
Как уже было сказано ранее, для того, чтобы двигатель быстрее прогрелся, клапан термостата закрывает охлаждающий контур с радиатором. При этом охлаждающая жидкость, проходящая по «малому» кругу через радиатор отопителя салона, не успевает сильно охлаждаться, и мотор на порядок быстрее нагревается.
Итак, двигатель прогревается самостоятельно. Нужно ли ему в этом помогать, в частности, утеплять радиатор?
Доводы сторонников утепления
- Утепление радиатора автомобиля позволяет быстрее прогреть двигатель.
- Утепление радиаторной решетки способствует более быстрому прогреву салона.
- Утепленный радиатор помогает поддерживать оптимальную температуру двигателя при быстрой езде (например, по трассе).
Рассмотрим подробнее данные утверждения.
1. Так быстрее прогревается двигатель
Давайте представим, что будет, если утеплить решетку радиатора автомобиля.
При сильных морозах перед запуском двигателя воздух под капотом имеет температуру окружающей среды. В процессе работы силового агрегата он постепенно нагревается. Если нагревается воздух, то логично предположить, что он нагревается за счет того, что теплом с ним делится нагревающийся двигатель. Если мотор делится с чем-то теплом, значит, соответственно, сам он остывает. Следовательно, холодный воздух под капотом зимой мешает прогреву двигателя.
Нагревающийся воздух, в свою очередь, нагревает крышку капота и все остальные детали автомобиля. Кроме того, он выходит наружу через вентиляционные отверстия и радиатор. В процессе этого теплообмена с окружающей средой обволакивающий двигатель воздух снова охлаждается, и опять препятствует быстрому прогреву двигателя.
Для того, чтобы минимизировать теплопотери во время прогрева двигателя, необходимо максимально «закупорить» подкапотное пространство и, таким образом, создать изолированное от окружающей среды пространство. Для этого можно закрыть вентиляционные отверстия для выхода горячего воздуха из-под капота, накрыть (к примеру) двигатель «автоодеялом» и утеплить радиатор автомобиля на зиму.
Стоит ли проводить описанные процедуры? Думаю, да. Мотор действительно должен прогреваться быстрее за счет того, что во время прогревания с помощью данных мероприятий мы минимизируем поступление холодного воздуха извне.
2. Так быстрее прогревается салон
Утверждение верно – такой вывод можно сделать по аналогии с предыдущим утверждением и разбором его обоснованности. Если обеспечить максимальную герметичность подкапотного пространства, то можно надеяться на то, что двигатель быстрее прогреется. А так как салон автомобиля прогревается за счет мотора, то логично предположить, что и его прогрев будет происходить быстрее. Следовательно, на вопрос, стоит ли утеплять радиатор для более быстрого прогрева салона автомобиля, можно ответить положительно.
3. Таким образом можно поддержать оптимальную температуру
На вопрос, стоит ли утеплять радиатор автомобиля зимой для того, чтобы во время езды поддерживать оптимальную рабочую температуру двигателя, нельзя ответить однозначно. Судя по моему опыту (а я никогда ничего не утеплял), при езде двигатель всегда имел оптимальные 90-100 градусов. Правда я не любитель эксплуатировать автомобиль при морозах под -30 и ниже.
Если в вашем случае поездки в таких условиях необходимы, и вы видите, что на скорости в мороз стрелка термометра опускается ниже рабочего диапазона, тогда необходимость утепления безусловно оправдана.
Утепляем радиатор своими руками
После того, как дан положительный ответ на вопрос, нужно ли утеплять радиатор системы охлаждения, самое время узнать, как правильно это сделать своими руками.
На самом деле, ничего сложного в этом нет: подумаешь, потребуется разобрать передок 🙂 В некоторых случаях необходимо будет снять решетку радиатора, в некоторых можно обойтись «малой кровью» — все зависит от конструкции автомобиля.
Как утеплять
Есть два варианта:
- Закрыть радиатор спереди.
- Закрыть радиатор сзади.
Так как утеплить радиатор автомобиля правильно?
В первом случае мы закрываем от набегающих потоков холодного воздуха и подкапотное пространство, и радиатор. Двигатель охлаждается не так интенсивно. Этот вариант подойдет для очень низких температур.
Во втором случае мы «закупориваем» от потоков воздуха, идущих сквозь радиатор, только подкапотное пространство. Двигатель в таком случае охлаждается жидкостью в полной мере. Подойдет такой вариант при несильных морозах. Ну, или если стояла задача только ускорить прогрев двигателя.
Чем утеплять
Пара слов о том, чем утеплить радиатор. Для этого подойдет любой теплоизолирующий материал, устойчивый к высокой температуре и влаге. Забудьте о картонке — она быстро размокнет и превратится в кашу. Оно вам надо — менять утеплитель каждую неделю, а то и по несколько раз? Тем более, что картонка спасает только от набегающего потока воздуха, «ни грамма» не утепляя радиатор.
Лучше всего подойдет для утепления вспененный полистирол в различных вариациях: изолон, теплофон, пенофол, велатерм, энергофлекс, полифом и т.д. Надо ли использовать еще что-то? Тут, думаю, на свое усмотрение. В принципе, и листа теплоизолятора хватит. Но если его ничем не закрыть, он будет смотреться «колхозно». Лучше, все же, думаю, подойти к делу более творчески и «замутить» более товарный вид. Тогда и самому будет нравиться, и окружающие положительно оценят.
Смотрите также:
- Как мыть машину зимой в вопросах и ответах
- Нужно ли прогревать двигатель машины зимой?
- Как утеплить машину на зиму своими руками
- Прогревать дизельный двигатель зимой или нет?
- Сколько нужно прогревать машину с автоматом зимой?
- Зачем включать зимой кондиционер в машине?
- Нужно ли утеплять аккумулятор в машине зимой?
- Сколько тратится бензина на прогрев автомобиля зимой?