Понтиак Фаерберд


Многие видели Pontiac Firebird в кино, восхищались его формами, мечтали о нем, но большинство из нас до сих пор не в курсе, как он появился на свет, что стало причиной его создания, как менялся Понтиак Фаерберд в процессе своей эволюции, какие у него были модификации и за какой версией этой модели гоняются коллекционеры. Обо всем этом и хотелось бы рассказать в данной статье.

Русским аналогом английского слова «firebird» является знакомая нам с детства сказочная жар-птица, обладающая волшебными свойствами. Поэтому, наверное, не зря это название компания General Motors использовала для своих концепт-каров в 1950-х — начале 1960-х годов — вкладывая в это определенный фантастичный смысл.

Забегая вперед, стоит сказать, что особую любовь у поклонников марки вызывает модификация Pontiac Trans Am, агрегируемая самыми мощными двигателями в линейке и имеющая более колоритную внешность. Но обо все по порядку.

Предпосылки

Предпосылками создания модели Фаерберд в ряду Понтиак послужило молниеносное развитие рынка пони-каров, родоначальником которых в 1964 году стал Форд Мустанг. К моменту выхода на рынок в 1967 г. первого поколения Pontiac Firebird, законодатель моды уже успел пережить первый рестайлинг.

За три года с момента появления самого понятия «pony-car» (характеризующегося небольшими спортивными, недорогими, но мощными машинами) практически все автомобильные бренды, присутствующие в то время на американском континенте, представили свои модели в этом поистине «сладком» сегменте авторынка.

Конкурентоспособность каждой конкретной модели складывалась из таких показателей, как качество, надежность, развитости сети станций техобслуживания и дилерских центров, комфорта, различных «полезных» опций и, конечно же, цены.

Для того, чтобы снизить себестоимость разработки и, как следствие, отпускную цену автомобиля, автоконцерны прибегали к унификации основных комплектующих для моделей разных марок, входящих в состав концерна. Именно поэтому Понтиак Фаерберд получил одну платформу с Шевроле Камаро — так как оба бренда принадлежат GM.

Первое поколение (1967-1969)

1967

Имеющий с Камаро одну платформу, Понтиак Фаерберд 1967 имел те же кузовные линии. Однако, нельзя сказать, что автомобили были одинаковыми. Разница во внешности была очевидной:

Chevrolet Camaro 1967

Pontiac Firebird 1967

Главной внешней отличительной чертой является хромированный бампер, выполненный отдельным элементом у первого и хромированные «пухлые губки» вокруг радиаторной решетки у второго. К тому же, в отличие от Шевроле, у Понтиака спаренная головная оптика состояла из фар одинакового размера.

Задние фонари были выполнены в таком же «щелевом» форм-факторе, как на более старшей модели GTO 1966-1967 годов:

Изначально для модели были доступны 5 вариантов двигателей:

  • 3.8-литровый рядный 6-цилиндровый, оснащенный 1-камерным карбюратором, мощностью 165 л.с. (у Камаро он развивал 140 л.с.),
  • та же 3.8-литровая рядная «шестерка», оснащенная 4-камерным карбюратором и измененным распредвалом, мощностью 215 л.с. — для модификации «Sprint»,
  • 5.3-литровый V8, оснащенный 2-камерным карбюратором, мощностью 250 л.с.,
  • тот же 5.3-литровый V8, оснащенный 4-камерным карбюратором, мощностью 285 л.с.,
  • 6.6-литровый V8 мощностью 325 л.с. — от более старшей модели GTO.

Кстати для последнего мотора был доступен опциональный пакет «Ram Air», включающий в себя функциональные воздухозаборники и воздушный фильтр «нулевого» сопротивления. Мощности опция не добавляла, зато максимум достигался на более высоких оборотах, что, в теории, должно было увеличить максимальную скорость автомобиля.

Большинство покупателей останавливали свой выбор на вариантах с V8, т.к. эти машины обладали большей энерговооруженностью, чем 4.7-литровые аналоги у Форд Мустанг 1967, развивающие от 203 до 275 л.с.

1968

Pontiac Firebird 1968-го получил иной формы «поворотники» в передней части кузова (в соответствии с новым федеральным требованием они должны были быть видны не только спереди, но и сбоку):

И логотип в виде наконечника стрелы сбоку в задней части кузова:

Кроме того, форточка бокового окна двери была устранена, теперь окно было во всю длину двери:

Линейка силовых агрегатов в 1968 году претерпела следующие изменения:

  • 3.8-литровый двигатель был заменен на 4.1-литровый, такой же рядный 6-цилиндровый, развивающий 175 л.с. с 1-камерным и 215 л.с. с 4-камерным карбюратором,
  • 5.3-литровый V8 был заменен 5.7-литровым (фактически его объем составлял почти 5.8 литра), развивающим 265 л.с. с 2-камерным и 320 л.с. с 4-камерным карбюратором и измененным распредвалом,
  • отдача базового 6.6-литрового V8 увеличилась на 5 л.с. — до 330 л.с., с пакетом «Ram air» — на 10 л.с. — до 335 л.с., с пакетом «Ram Air II» двигатель развивает 340 л.с.

1969

Pontiac Firebird 1969 модельного года получил новый «передок». В целом же облик модели остался практически неизменным. Впрочем, как и у его «родственника» Шевроле Камаро 1969 года — по сравнению с версиями предыдущих двух лет.

Линейка двигателей осталась та же, но с небольшими изменениями:

  • версия 3.8-литровой рядной «шестерки» для модификации «Sprint» стала мощнее на 15 л.с., достигнув 230 л.с.,
  • версия 5.7-литрового V8 с 4-камерным карбюратором получила новую головку блока цилиндров и новый распредвал; мощность выросла еще на 5 л.с., составив 325 л.с.
  • 6.6-литровый V8 получил два новых опциональных пакета: «Ram Air III» и «Ram Air IV», позволяющих выжать из мотора, соответственно, 335 и 345 л.с.

Для сравнения. Форд Мустанг 1969 года оснащался 5.8-литровыми двигателями мощностью от 253 до 304 л.с., а также 6,4-литровым мощностью 324 л.с. и 7-литровым мощностью 340 л.с.

В 1969 году впервые вышла на рынок культовая модификация Понтиак Транс Ам, названная в честь гоночной серии «Trans American» (хотя модель никогда там не участвовала).

Внешне Pontiac Firebird Trans Am 1969-го от обычной версии модели отличался ярко-белым цветом кузова и двумя продольными синими полосами по верхней плоскости. На крышке багажника появился спойлер.

Машина оснащалась самым производительным «движком» — 6.6-литровым V8 с пакетами «Ram Air III» и «Ram Air IV», а также доработанной подвеской, позволяющей проходить повороты на более высокой скорости и более четким рулевым управлением.

Второе поколение (1970-1981)

Второе поколение Понтиак Фаерберд из-за некоторых проблем было презентовано уже довольно поздно — в феврале 1970 года, хотя, по идее, заказы на машины следующего модельного года начинают собирать уже с предыдущей осени. В итоге первую половину 70-го продавались машины 1969 модельного года. А для того, чтобы их продолжали покупать, из всех рекламных материалов 69-й год был удален.

1970

Новый Фаерберд, как уже повелось, имел общую платформу с Камаро. Поэтому нет ничего удивительного в их сходстве, по крайней мере, в общих чертах:

Camaro 1970

Pontiac Firebird 1970

Модель 2 поколения была доступна только в кузове купе. Кабриолеты появятся только к концу третьего поколения, в 1991 году.

На выбор предлагались 4 комплектации:

  1. Base,
  2. Esprit,
  3. Formula,
  4. Trans Am.

Кроме того, в различное время компания подогревала интерес к модели лимитированными сериями спецверсий, посвященных каким-либо знаменательным датам или событиям.

За 12 лет выпуска на машину ставилось 14 различных двигателей, среди которых 2 рядных 6-цилиндровых и 12 V-образных 8-цилиндровых моторов производства Pontiac, Chevrolet, Buick и Oldsmobile.

К середине 70-х годов в США разыгрался нефтяной кризис. В связи с этим каждый год компания вынуждена была переходить на выпуск все более малообъемных и маломощных двигателей.

В 1973 году произошла смена процедуры измерения мощности. Теперь снимали показатели не с вала двигателя, а с ведущих колес. Поэтому не стоит удивляться, когда тот же самый двигатель, скажем, после 1973 года стал вдруг менее мощным. Нет, мощность осталась той же, просто теперь она находится в той системе, к которой мы с вами привыкли.

Второе поколение, на наш взгляд, было самым насыщенным на формы кузова и подкапотное содержание. Для перечисления особенностей модели каждого конкретного года из всех 11 лет выпуска 2 генерации нужно много времени. Поэтому, чтобы вас не утомлять, перечислим только те года, которые представляют особый интерес: 1977, 1978, 1979 и 1981.

1977

В 1977 году модель претерпела очередной фейслифтинг:

Pontiac Firebird 1977

Дизайн получился настолько удачным, что машина получила главную роль в известном фильме «Смоки и Бандит». Кстати, в кино главный герой гонял не на базовой версии, а на автомобиле из специальной серии Транс Ам — «Black-and-Gold»:

Pontiac Firebird Trans Am 1977

Понтиак Фаерберд 1977 комплектовался семью силовыми агрегатами:

  • 3.8-литровым V6 от Buick мощностью 105 л.с.,
  • 4.9-литровым V8 мощностью 135 л.с.,
  • 5.7-литровым V8 мощностью 170 л.с.,
  • 5.7-литровым V8 от Oldsmobile мощностью 170 л.с.,
  • 6.6-литровым V8 мощностью 180 л.с.,
  • 6.6-литровым V8 от Oldsmobile мощностью 185 л.с., с более высокой степенью сжатия и лучшей «полкой» крутящего момента,
  • 6.6-литровым V8 мощностью 200 л.с., оснащенным карбюратором Rochester Quadrajet.

Первые два мотора устанавливались в базовую версию и были доступны для комплектации Esprit. Для комплектации Formula по умолчанию ставился 170-сильный V8, но доступны были в качестве опции все остальные более производительные «восьмерки». Понтиак Транс Ам 1977 агрегировался исключительно 6.6-литровыми моторами.

1978

В 1978-м автомобиль внешне практически не изменился. Привлечение покупателей в основном происходило за счет выпуска специальных серий, например, Gold Trans Am (автомобиль имел золотитый окрас) и Red Bird Esprit (выполненный полностью в красных тонах, как снаружи, так и внутри).

Pontiac Firebird Trans Am 1978 ограниченной серии Gold

Салон Pontiac Firebird Esprit ограниченной серии Red Bird

Количество доступных двигателей сократилось до шести:

  • оставшийся с прошлого года V6 от Buick объемом 3.8 л. мощностью 105 л.с.,
  • совершенно новый 5-литровый V8 от Chevrolet мощностью 135 л.с.,
  • новый 5.7-литровый V8 с прежней мощностью 170 л.с.,
  • 6.6-литровый V8 мощностью 185 л.с.,
  • 6.6-литровый V8 от Oldsmobile мощностью 185 л.с.,
  • 6.6-литровый V8 с повышенной степенью сжатия мощностью 220 л.с.

Распределение силовых агрегатов по комплектациям осталось тем же, но есть одна интересная деталь: для ограниченной серии Formula LT Sport Edition 135-сильную «восьмерку» немного модифицировали, повысив мощность мотора до 155 л.с. К слову, дополнительно данная модификация получила много «плюшек» от Понтиак Транс Ам 1978: задний спойлер, газовые стойки амортизаторов и др.

1979

Pontiac Firebird 1979 модельного года после очередного рестайлинга получил обновленную переднюю часть, характеризующуюся раздельными фонарями в блоках фар:

Этот год являлся юбилейным для модификации «Транс Ам», поэтому в честь такого важного для фанатов марки события компания выпустила лимитированную серию из 7,5 тыс автомобилей под названием «10th Anniversary Edition», отличающуюся специальным серебристо-платиновым окрасом, оригинальным интерьером и уникальными наклейками на кузове.

1979 Pontiac Trans Am 10th Anniversary

Линейка силовых агрегатов снова претерпела изменения, что-то исчезло, что-то добавилось, в итоге 7 позиций:

  • 3.8-литровый V6 от Buick мощностью 105 л.с.,
  • 4.9-литровый V8 мощностью 135 л.с.,
  • 4.9-литровый V8 мощностью 150 л.с.,
  • 5-литровый V8 от Chevrolet мощностью 135 или 150 л.с.,
  • 5.7-литровый V8 мощностью 170 л.с.,
  • 6.6-литровый V8 от Oldsmobile мощностью 185 л.с.,
  • 6.6-литровый V8 мощностью 220 л.с.

Интересный факт. Во время тестирования Национальной ассоциацией хот-родинга одного из автомобилей, оснащенных 220-сильным «движком», были получены цифры в 260-280 л.с., что, как вы понимаете, намного больше заявленной мощности.

1981

Pontiac Firebird 1981 внешне ничем не отличался от модели предыдущих лет. Известна одна особенность кузовов этого года. В связи с федеральными требованиями о загрязнении окружающей среды, состав лакокрасочного покрытия был изменен. В связи с этим довольно часто наблюдалось расслоение ЛКП даже в течение гарантийного срока.

Гамма силовых агрегатов свелась к минимуму, доступны были пять двигателей:

  • 3.8-литровый V6 от Buick мощностью 105 л.с.,
  • новый 4.3-литровый V8 мощностью 140 л.с.,
  • модифицированный 4.9-литровый V8 мощностью 155 л.с.,
  • 5-литровый V8 от Chevrolet мощностью 150 л.с.,
  • 4.9-литровый турбированный V8 мощностью 200 л.с.

Третье поколение (1982-1992)

Pontiac Firebird 3 поколения получил совершенно новую платформу, общую с Камаро, как и прежде. Но в отличие от последнего, компания сделала ставку на создание максимально аэродинамического кузова. В силу этого фанаты получили еще более отличный внешне автомобиль от его собрата из Шевроле.

Два топливных кризиса дали понять, что дальнейшее развитие двигателестроения не может продолжаться в прежнем русле. Необходимо было менять саму концепцию. В связи с этим инженеры GM работали над снижением расхода топлива и увеличением удельной мощности моторов в расчете на каждый литр их рабочего объема.

В связи с тем, что успехи в постройке надежных силовых агрегатов требуемой мощности и экономичности были более чем скромными к моменту вывода на рынок Pontiac Firebird III, компания сосредоточила свои усилия на доработке подвески, снижению массы и улучшению аэродинамики кузова. Идея состояла в том, чтобы довести до ума эти аспекты к тому времени, когда появятся достойные двигатели — и тогда марка получит отличный автомобиль, не уступающий мировым аналогам, в том числе и из Старого Света.

В итоге Понтиак Фаерберд 3 генерации действительно получил один из самых аэродинамически эффективных кузовов того времени. Для снижения коэффициента лобового сопротивления фары сделали убирающимися, а угол наклона лобового стекла составил 62 градуса — это меньше на 3 градуса, чем когда либо на автомобилях General Motors. Инженеры марки, в отличие от других подразделений концерна, по-максимуму использовали возможность поработать над кузовом, используя аэродинамическую трубу.

Вес конструкции по сравнению со вторым поколением снизился на 230 (!) кг.

Линейка модификаций модели, как и прежде, состояла из 4 вариаций:

  1. Base
  2. Special Edition (S/E) (1982-1986)
  3. Formula (1987-1992)
  4. Trans Am

Гамма силовых агрегатов за 11 лет выпуска модели включала в себя следующие двигатели:

  • рядный 4-цилиндровый собственной разработки объемом 2.5 л. мощностью от 90 л.с.,
  • V6 от GM объемом 2.8 л. мощностью 102 л.с.,
  • V6 от GM объемом 3.1 л. мощностью 140 л.с.,
  • турбированный V6 от Buick объемом 3.8 л. мощностью 250 л.с.,
  • V8 от Chevrolet объемом 5 л. мощностью от 145 л.с.,
  • V8 от Chevrolet объемом 5.7 л. мощностью от 220 л.с.

1982

На Фаерберд 82-го устанавливались 4 двигателя:

  • рядная 2.5-литровая «четверка» мощностью 90 л.с.,
  • 2.8-литровый V6 мощностью 102 л.с.,
  • два 5-литровых V8 мощностью 145 и 165 л.с.

Для базовой комплектации и версии S/E были доступны три самых слабых мотора, для Pontiac Firebird Trans Am 1982 модельного года предназначался самый мощный, 165-сильный V8.

Кстати, в начале 80-х на телеэкраны вышел ставший культовым сериал «Рыцарь дорог/Knight Rider», главную роль в котором получил как раз Понтиак Транс Ам 1982 года. Лучшей рекламы, очевидно, было бы трудно придумать — настолько хорошо был встречен автомобиль любителями маслкаров.

Pontiac Trans Am 1982 в роли K.I.T.T. 2000

По легенде, машина имела искусственный интеллект и могла в полностью автоматическом режиме ездить по дорогам общего пользования, разгоняясь до 300 миль/ч (около 480 км/ч).

1986

Внешне Понтиак Фаерберд 1986 модельного года практически не изменился. Разве что появился обязательный повторитель стоп-сигнала на заднем стекле под самой крышей, да задний спойлер стал немного другим:

Линейка силовых агрегатов состояла из 6 двигателей:

  • рядной 2.5-литровой «четверки» мощностью 88 л.с.,
  • 2.8-литрового V6 мощностью 135 л.с.,
  • трех 5-литровых V8 мощностью 165 и 190 л.с.,
  • 5.7-литрового V8 мощностью 220 л.с.

1990

Внешний вид Pontiac Firebird 1990 года ничем не отличался от внешности моделей предыдущих лет. Компания не видела смысла вкладывать деньги в сходящую со сцены версию — не за горами было появление нового, четвертого поколения.

Компания решила отказаться от слабого 4-цилиндрового мотора. Базовым двигателем для Понтиака Фаерберд 1990 г. стал 3.1-литровый V6 мощностью 140 л.с., заменив собой 2.8-литровую «шестерку».

Для модификаций Formula и Trans Am основным двигателем являлся 5-литровый V8 мощностью 170 л.с. В качестве опции можно было выбрать мотор помощнее или побольше: 5-литровый на 195 л.с. или 5.7-литровый V8 мощностью 240 л.с.

Четвертое поколение (1993-2002)

Внешность Pontiac Firebird IV почти не изменилась, облик модели, в целом, остался прежним. Однако резкие линии кузова сменились плавными обводами. Маркетологи компании заявляли, что новый Фаерберд на 90% состоит из новых деталей. По всей видимости, марка не хотела отказываться от полюбившегося публике стремительного образа машины. К тому же, кузов и шасси автомобиля обладали отличными характеристиками.

Как бы то ни было, Понтиак Фаерберд 1993 модельного года являлся практически новым автомобилем, пусть и похожим на предыдущую версию.

Pontiac Firebird 1993


Компания решила сделать упор не на радикальном изменении внешнего вида, а на повышении безопасности и комфорта водителя и пассажиров. Для этого каждый год вносилось и дорабатывалось что-то новое: то дополнительные подушки безопасности, то модернизация тормозной системы, то улучшение вентиляции салона, добавление разных опций в виде дополнительной электроники и т.д.

За 10 лет производства Pontiac Firebird 4 поколения под капотом побывали 4 двигателя:

  • 3.4-литровый V6 мощностью 160 л.с.,
  • 3.8-литровый V6 мощностью 200 л.с.,
  • два 5.7-литровых V8 мощностью от 275 и от 320 л.с.

Изначально базовым мотором была «шестерка» объемом 3.4 л. мощностью 160 л.с. А версии Formula и Trans Am комплектовались 5.7-литровым V8 мощностью 275 л.с.

Второй V6 объемом 3.8 л. мощностью 200 л.с. Начал предлагаться в качестве опции для Pontiac Firebird 1995 модельного года, а со следующего, 1996-го, он стал базовым.

Также в 1996 году была увеличена на 10 л.с. мощность V8 объемом 5.7 л. Теперь она составляла 285 л.с. Это стало возможным за счет использования новой выхлопной системы. Кроме того, в 1996-м вернулась легендарная опция «RamAir», которая вкупе с новой компьютерной системой управления двигателем позволила выжимать из мотора до 305 л.с.

В 1997 году модель пережила рестайлинг. Внешний вид машины 1998 модельного года немного изменился. Изменения коснулись капота, переднего бампера и кормовой части:


Рестайлинговый Понтиак Фаерберд Транс Ам получил новый 5.7-литровый V8 от Chevrolet Corvette мощностью 320 л.с. С новым двигателем автомобиль развивал максимальную скорость 160 миль/ч (257 км/ч), разгон с места до «сотни» составлял 5,2 сек.


Добавить комментарий

Войти с помощью: