Plymouth Barracuda – это двухдверная машина со спортивными амбициями, изначально принадлежащая сегменту пони-каров, впоследствии (в третьем поколении) ставшая настоящим маслкаром. Хотя модель выпускалась каких-то 10 лет (с 1964 по 1974 гг.), она однозначно заслуживает того, чтобы о ней рассказать.
Быстрая навигация по статье
История создания
Плимут Барракуда появился, в принципе, так же, как и большинство подобных автомобилей.
В начале 60-х годов прошлого века на американском автомобильном рынке создалась потребность в недорогих автомобилях «с характером». Автоконцерны решили эту задачу просто: взяли за основу компактный (по американским меркам) автомобиль из собственного модельного ряда, немного видоизменили его и опционально добавили возможность установки достаточно мощного двигателя.
Получающиеся в результате подобных действий модели обладали «задорными нотками в характере» — увеличилась удельная мощность, улучшилась управляемость по сравнению с моделями-донорами. Измененная внешность позволяла заявлять о появлении в модельном ряду компании новой модели, причем позиционировались такие машины как автомобили не для всех. Это, собственно, и было нужно американскому потребителю, желающему хоть как-то выделиться из общего потока.
Barracuda базировался на одной платформе с Плимут Валиант, выпускаемого корпорацией Крайслер с 1960-го.
С названием новой модели долго не могли определиться. Изначально хотели назвать ее «Панда», но большинство дизайнеров хотело чего-то более хищного. В результате остановились на названии «Барракуда», предложенного Джоном Самсеном.
Первое поколение (1964-1966)
1964
Внешний облик Plymouth Barracuda 1964 года, созданный дизайнером Chrysler Ирвом Ричи, по сути, представлял собой тот же Valiant, но в кузове фастбэк — этот тип кузова всегда воспринимался как спортивный. Дебют модели состоялся 1 апреля 64-го.
От Валианта Барракуде достались: капот, головная оптика, переднее лобовое стекло, форточки, крылья, двери, передние кузовные стойки и бамперы. Крыша, багажник, боковые стекла и заднее стекло были новыми. Кстати, к созданию заднего стекла подошли основательно. В сотрудничестве с компанией Pittsburgh Plate Glass было создано заднее лобовое стекло изысканной формы площадью 1,32 кв. м. — самое большое в то время, устанавливаемое на стандартные серийные автомобили.
Силовые агрегаты были идентичны Plymouth Valiant:
- два рядных 6-цилиндрового двигателя Slant-6 объемом 2.8 и 3.7 л. мощностью, соответственно, 101 и 145 л.с.
- оснащенный двухкамерным карбюратором V8 объемом 4.5 л. мощностью 180 л.с.
Барракуда в базовой комплектации стоил 2512 долларов США. Несмотря на то, что модель была презентована на 2 недели раньше Ford Mustang, количество проданных экземпляров составило всего 23433 шт, что почти в шесть раз меньше продаж последнего.
1965
В 1965 году 3.7-литровая рядная «шестерка» стала базовой для рынка США, для Канады базовой версией остался 2.8-литровый двигатель. Самый мощный в ряду силовых агрегатов 4.5-литровый V8 подвергся модернизации: 2-камерный карбюратор уступил место 4-камерному, распредвал стал более «агрессивным», степень сжатия повысилась до 10.5:1. Эти и другие новшества позволили «выжать» из мотора (который, кстати, получил название «Commando”) 235 л.с.
В связи с возросшей конкуренцией в сегменте пони-каров, Plymouth Barracuda обзавелся новой модификацией «Formula S”, включающей самый мощный двигатель, модернизированную подвеску, большие колеса и шины, специальные эмблемы и тахометр. Также в 65-м появилась возможность установить «в круг» дисковые тормоза, а также кондиционер.
1966
В 1966 году Плимут Барракуда получил новые задние фонари, решетку радиатора, капот и новую приборную панель с датчиками давления масла и тахометром на моделях, где комплектация предусматривала их наличие.
Форма нового капота определила более прямолинейный контур крыльям. Дорогие комплектации модели имели повторители сигналов поворота на верхней части передних крыльев в виде маленьких плавников. Хромированные бампера стали массивнее, а радиаторная решетка была выполнена в крупную сетку.
Второе поколение (1967-1969)
Второе поколение Barracuda по-прежнему разделяло многие комплектующие с Valiant, но стилистически было сильно переработано — как-никак компания хотела позиционировать Барракуду как отдельную модель, а не вариацию Валианта. Кстати, во второй генерации кроме фастбэка появились еще и хардтоп-купе с кабриолетом.
Новая Барракуда, главным образом, была работой Джона Э. Херлица и Джона Самсена Внешний облик обновленной модели был выполнен в популярном тогда стиле «бутылка колы».
Передняя и задняя часть автомобиля были значительно переработаны, «нос» и «корма» теперь отличались от Валиантовских. Особенностью 2 поколения стали отдельные ноздри решетки радиатора и вогнутая задняя панель кузова. Кроме того, использование хрома в отделке кузова стало более сдержанным.
Задняя часть крыши у фастбэка получила больший наклон, стала более обтекаемой. Заднее стекло, уже не такое вычурное, имело значительно меньшую площадь по сравнению с предыдущей моделью.
В период выпуска модели второго поколения были поэтапно введены первые федеральные стандарты безопасности автомобилей США. В силу этого Chrysler на введение каждой фазы стандартов отвечает обновлением базовой комплектации:
- 1967: боковые лампы, определяющие габариты кузова, отсутствуют;
- 1968: появление боковых ламп, определяющих габариты кузова, белых фонарей заднего хода и подсветки заднего номерного знака;
- 1969: небольшая переделка передней решетки, прямоугольные боковые габаритные отражатели, фары заднего хода возле номерного знака.
По мере того, как класс пони-каров становился все более популярным и конкуренция возрастала, Плимут начал пересматривать варианты силовых агрегатов Барракуды.
1967
Базовым двигателем в 1967-м оставался 3.7-литровый 145-сильный Slant-6. Опционально предлагались две V-образные «восьмерки»:
- объемом 4.5 л., оснащаемые 2- и 4-камерными карбюраторами, мощностью, соответственно, 180 и 235 л.с.
- объемом 6.3 л. мощностью 280 л.с. — доступного только для модификации «Formula S».
1968
Plymouth Barracuda 1968 модельного года получил новую гамму двигателей V8. Самым доступным из 8-цилиндровых вместо 4.5-литрового стал 5.2-литровый, оснащенный 2-камерным карбюратором и выдающий мощность в 230 л.с. Более дорогим вариантом являлся 5.6-литровый силовой агрегат, оснащенный 4-камерным карбюратором, выдающий 275 л.с. Самым мощным в линейке моторов был модернизированный 6.3-литровый Super Commando с максимальной мощностью 300 л.с.
Плимут Барракуда 1968 для южноафриканского рынка имел версию с высокопроизводительным 3.7-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 190 л.с. Степень сжатия у такого мотора составляла 9.3:1; он был оснащен 2-камерным карбюратором, доработанными распредвалом и выхлопной системой.
В 68-м ограниченной серией Chrysler выпустил около пятидесяти Barracuda в кузове фастбэк, оснащенных 7-литровым Hemi для гоночной дрэг-серии Super Stock. Эти автомобили были собраны компанией Hurst Performance, специализирующейся на доводке маслкаров.
Ограниченная серия отличалась такими деталями, как: легкие боковые стекла Chemcor, передние крылья из стекловолокна, оригинальный капот, легкие сиденья, глушитель и др.
Автомобиль не был предназначен для использования на дорогах общего пользования. Среднее время прохождения квоттера составляло около 10 сек.
1969
Plymouth Barracuda 1969 года получил модернизированный 6.3-литровый V8, выдающий теперь 330 л.с. Кроме того, в 69-м впервые на модель начали устанавливать 7.2-литровые моторы Magnum, оснащенные 4-камерными карбюраторами Holley, мощностью 375 л.с.
Также 1969-й год примечателен тем, что появилась новая модификация «’Cuda», отличающаяся от «Formula S», главным образом, только внешней и внутренней отделкой. Оснащалась данная комплектация только 340-ми, 383-ми и 440-ми двигателями.
Третье поколение (1970-1974)
Третье поколение Plymouth Barracuda стало совершенно непохожим на Valiant. Оригинальный кузов фастбэк был удален из линейки, теперь модель была доступна только в версии купе и кабриолет.
Модель 3 поколения базировалась на более короткой и широкой версии существующей платформы Chrysler B, называемой E-body. Кстати, на этой же платформе год назад был запущен в серию Dodge Challenger.
Прибавивший в весе, теперь Плимут Барракуда смог сбросить с себя от клеймо «автомобиля для бедных». Компания предложила на выбор сразу три комплектации: базовую, роскошную «Gran Coupe» и спортивную «’Cuda».
1970
Для базовой версии Plymouth Barracuda 1970 и комплектации Gran Coupe были доступны следующие двигатели:
- рядные 6-цилиндровые: новый 3.2-литровый мощностью 125 л.с. и старый 3.7-литровый мощностью 145 л.с.
- V-образные 8-цилиндровые: 5.2-литровый мощностью 230 л.с., 5.6-литровый мощностью 275 л.с. и 6.3-литровый мощностью 330 л.с.
Спортивный Plymouth Barracuda ‘Cuda в базе оснащался 6.3-литровым V8 мощностью 335 л.с. Опционально были доступны еще два двигателя:
- 7.2-литровый V8 мощностью 375 и 390 л.с. — в зависимости от типа карбюратора (4-камерный или 6-камерный).
- 7-литровый Hemi V8 мощностью 425 л.с.
Автомобили с двигателями на 390 и 425 л.с. получили усиленную подвеску.
Другие опции для Плимут Барракуда 1970-го включали наборы декоративных наклеек, модификации капота и несколько необычных цветов, таких как «Lime Light», «Bahama Yellow», «Tor Red», «Lemon Twist», «Curious Yellow», «Vitamin C», «In-Violet», «Sassy Grass» и «Moulin Rouge».
1971
Плимут Барракуда 1971 модельного года получил другую решетку радиатора, немного измененные задние фонари, сиденья и отделку. Кроме того, только в этом году модель имеет спаренную переднюю оптику из четырех фар.
Гамма силовых агрегатов для Plymouth Barracuda 1971 года остается той же, что и для предыдущего модельного года. Единственное отличие состоит в том, что из списка доступных исчезли 5.6-литровый и 7.2-литровый (с 4-камерным карбюратором) двигатели. Некоторые из оставшихся моторов были немного изменены в угоду возрастающим экологическим требованиям и, потому, немного понижены в мощности.
1972-1974
Последний рестайлинг модели вернул одиночные фары, а также привнес изюминку в кормовую часть – сзади расположились парные фонари. Дополнительно дизайнеры позаботились о новых декоративных полосах. В угоду новым федеральным требованиям безопасности, немного изменились бампера.
В связи с ухудшающейся ситуацией на топливном рынке спрос на большие двигатели падал с ужасающей быстротой. Поэтому для 72-74 модельных годов V-образные «восьмерки» объемом 6.3, 7.2 литра, а также 7-литровый Hemi даже не предлагались. Кроме того, оставшиеся моторы были значительно дефорсированы.
Также исчезла из линейки версия кузова типа кабриолет. Осталось только купе. Также почему-то компания решила не предлагать людям возможность заказа полного электропакета. Опционально остался только люк и кондиционер.
В 1972-м доступны были 3 двигателя:
- рядный 6-цилиндровый объемом 3.7 л.
- V8 объемом 5.2 л.
- V8 объемом 5.6 л.
В 1973 году из линейки силовых агрегатов исчезает рядная «шестерка». Остаются только две «восьмерки». Во второй половине 73-го вместо 5.6-литрового стали устанавливать 5.9-литровый V8 мощностью 245 л.с.
Постоянно повышающиеся страховые сборы за большую мощность и чрезмерное удорожание топлива в начале 70-х годов 20 в. привели к практически нулевому спросу на маслкары. Поэтому компании сворачивали производство подобных автомобилей, переводя свои производственные мощности в более экономичный сегмент. 1 апреля 1974-го, спустя ровно 10 лет с момента выпуска первой машины, производство Plymouth Barracuda было завершено.